Кадры новой базы "Полесья", масштаб развития клубной инфраструктуры за два года и самое главное факт, что это строится в Украине во время войны, поразил УЕФА
В связи с представлением проекта Объединенной футбольной лиги корреспондент "СЭ" попросил почетного члена ФИФА и УЕФА Вячеслава Колоскова рассказать, какие шаги следует предпринять, чтобы международные футбольные инстанции одобрили инициативу.
- После ознакомления с материалами в прессе о прошедшем совещании у меня возникли два противоположных чувства. Первая новость приятная. Миллиард долларов, который будет якобы давать телевидение, - это очень хорошие деньги. Призовые и для победителя, и даже для клуба, занявшего последнее место, впечатляют. Вместе с тем не понравилось, что сразу же было объявлено: не будет никакого лимита на иностранцев. Значит, до свидания, национальная сборная России по футболу.
- С кем же теперь нужно договариваться - с УЕФА, ФИФА или с обеими этими структурами сразу?
- Прежде всего - с РФС и Федерацией футбола Украины, потому что исполкомы УЕФА и ФИФА будут рассматривать какие-либо предложения по представлению только этих двух организаций. Если же с проектом выйдет оргкомитет Объединенного чемпионата, то, при всем уважении к его идеологам, вопрос даже в повестку дня не включат. И все обернется пустым времяпрепровождением.
- Допустим, РФС и ФФУ согласятся с проектом. Каковы должны быть их первоочередные действия? Куда обращаться?
- Сначала предложения надо направить в исполком УЕФА, как того требует иерархия. Тот будет обязан рассмотреть вопрос, исходя из того, что две входящие в союз федерации обратились с соответствующей просьбой. Но это еще не значит, что будет принято положительное решение. Начнем с того, что в уставах УЕФА и ФИФА есть немало положений, которые понадобится подправить прежде, чем дать добро на проведение объединенного чемпионата. Так, членами этих организаций могут быть только национальные ассоциации, а не лиги или клубы, объединенные в некий чемпионат. Именно ассоциации заявляют в еврокубки клубы в зависимости от рейтинга страны. В данном же случае предусматривается, что соревнование будет проводить оргкомитет, который на сегодняшний день таким правом обладать не может.
Возьмем телевизионные права. В случае турниров, проводимых под эгидой национальных ассоциаций, они опять-таки принадлежат этим ассоциациям. В общей сложности коррективы затронут пять-восемь уставных пунктов. Между тем для внесения в устав любой самой незначительной поправки, пусть замены только одного слова, в УЕФА требуется собрать на конгрессе две трети голосов национальных ассоциаций, а в ФИФА - три четверти (при том, что присутствует как минимум абсолютное большинство, то есть 105 из 209 членов. - Прим. А.П.). Ассоциации, таким образом, придется настойчиво уговаривать. Хотя в принципе эта проблема решаема.
- Если УЕФА согласится на проведение Объединенного чемпионата, то далее именно он передаст вопрос в вышестоящую инстанцию - исполком ФИФА?
- Нет. Туда тоже должны обратиться две национальные федерации.
- А почему нельзя подать прошение непосредственно в ФИФА как вышестоящую организацию? Разве УЕФА автоматически не пойдет на изменения в уставе вслед за ФИФА?
- Пойдет. Но прежде, чем рассматривать вопрос, ФИФА спросит мнение региональной конфедерации. Если УЕФА скажет "нет", то ФИФА даже браться за изучение вопроса не будет. А вообще процесс оформления весьма длительный.
- Сколько времени может занять вся процедура?
- Многое зависит от того, насколько оперативно инициаторы идеи убедят РФС и ФФУ участвовать в затеянной перестройке. Это, на мой взгляд, ключевой вопрос. Далее встают технические проблемы, над которыми надо работать. Так, лиги или иные организации клубов создаются исключительно по разрешению национальной ассоциации. Соответственно, в ее уставе должны быть прописаны права и обязанности новой лиги. К сезону-2014/15, по моим ощущениям, не успеть. Конгрессы УЕФА и ФИФА проводятся раз в год. Ближайшие - уже в мае. И на них мы еще ничего не представим.
- Позиция у Йозефа Блаттера более консервативна, чем у Мишеля Платини?
- Позиция ФИФА соответствует уставу. На него Блаттер, будучи в Санкт-Петербурге, и сослался. Платини же, с которым, судя по всему, ведутся кулуарные переговоры, свою позицию столь четко, как Блаттер, пока не выразил.