Понимаю, что сейчас все должны учиться. Когда-то немецкий язык учили, сейчас… Это наш родной язык, и каждый должен говорить на украинском языке
Валерий Газзаев ушел. Наконец ушел, завершив свою динамовскую каденцию позорным поражением в Тирасполе от местного "Шерифа". Кому-кому, а молдаванам "Динамо" еще не проигрывало.
Впрочем, по-другому, наверное, быть не могло. Газзаев уже давно потерял рычаги влияния над командой и фактически пустил ее в свободное плавание. Надеяться можно было только на чудо. Очевидно, на чудо надеялся и российский специалист. Иначе настоял бы на своей отставке еще после поединка Лиги Европы с белорусским БАТЭ, который киевляне завершили с унизительным результатом 2:2.
Тогда динамовский президент Игорь Суркис решил поиграться "в Рината Ахметова". Отставка была отклонена, а свою позицию Игорь Михайлович мотивировал тем, что тренеру надо доверять: "Помните, как недавно все требовали отставки Луческу? Но в "Шахтере" проявили терпение и команда выиграла Кубок УЕФА". Таким образом, господин Суркис сравнил несравнимое. Во-первых, Луческу сам формировал ту команду, которая была у него под рукой. Во-вторых, проблемы того "Шахтера" находились совсем не психологической, а в игровой и физической плоскостях. Конечно, серия поражений деморализовала донецкую команду, но она не выглядела неконтролируемой. По крайней мере, Луческу излучал эмоции. Было видно, что фактический хозяин в команде – он. Игроки против тренера не ополчились.
Нынешнее "Динамо" - конгломерат футболистов, собранных разгными тренерами, то бишь, под разных тренеров. После смерти Валерия Лобановского в 2002-м Игорь Суркис в течение восьми лет поменял шесть наставников. Это не учитывая, что уже второй раз исполняющим обязанности главного тренера становится Олег Лужный. Не стоит также забывать, что Бадр Эль-Каддури, Тибериу Гиоане и Андрей Несмачный пришли в команду при Лобановском, а Александр Шовковский – еще раньше. Другие игроки появлялись стихийно и в разное время. Далеко не всегда они подходили под модель игры киевского клуба. При этом сам динамовский президент иногда любил похвастаться: "Этого футболиста купил я лично".
Раз господин Суркис решил провести параллели с "Шахтером", то обе прямые надо довести до конца. Если Луческу за четыре года пребывания в команде (то есть, до того времени, о котором вспоминает Игорь Михайлович) изменил состав на 99 процентов и самостоятельно приобрел тех игроков, которые вписываются в его тактическую модель, то Газзаев, который проводил с киевлянами лишь второй сезон, похвастаться не мог, пожалуй, и одним "личным" новичком.
Вспомним прошлый сезон. Динамовцы провели межсезонные сборы, как в самом начале сезона страну всколыхнуло громкое приобретение – в Киев возвращается Андрей Шевченко. Газзаев с большим трудом и не всегда удачно скрывал во время общения с прессой, что он не в восторге от новичка. Но продолжал ставить его в составе.
Второй аналогичный пример – недавнее возвращение бразильца Гильерме из аренды с московского ЦСКА. Армейцы, которым этот нападающий был нужен и который в Москве себя неплохо проявил, желали оставить этого футболиста у себя. Однако Игорь Суркис выставил такие финансовые условия, которые заставили руководство ЦСКА отпустить Гильерме назад в Киев. При этом Игорь Михайлович заявлял, что этого игрока желает видеть Газзаев. Впрочем, начался сезон, а Гильерме если и появлялся на поле, то эпизодически, на несколько последних минут. Неужели именно с такой целью Газзаев хотел вырвать игрока из обоймы своей бывшей команды?
Если нет, то своим молчаливым согласием с приобретениями президента или селекционной службы российский тренер сам себя и подставил. Потому опоры в команде у него фактически не было. Исключение составлял разве что Шевченко, который сражается не столько за тренера, сколько за остатки чести родного клуба. Для других эта буква "Д" на сердце – пустое место. Одни приехали из-за морей-океанов, чтобы зарабатывать деньги, другие любят не футбол в себе, а себя в футболе. И считают, что могут творить историю. Если не игрой, то своим поведением.
Впрочем, Газзаев изначально настроил против себя тех игроков, которые в команде не первый год. Сначала было вытравливание Александра Алиева. Общеизвестно, что этот игрок не славится дисциплиной ни на футбольном поле, ни за его пределами. Не каждый тренер это будет терпеть. Точнее, до сих пор выходки Александра терпел (и терпит) только бывший наставник "Динамо" Юрий Семин. Собственно, к Семину в московский "Локомотив" Алиев и отправился. И забил в текущем чемпионате России 13 голов. Чем пристыдил Газзаева. Которому, помимо прочего, надо было справляться с друзьями новоиспеченного "железнодорожника".
Особенно – с Милевским. Конечно, Артем был не в восторге, что футболист, с которым он лучше всего сыгран, покинул команду. Впрочем, выходки экс-белоруса связаны не столько с желанием мести, сколько с его внутренней сущностью. Не может он быть другим. Не может играть более активно, меньше падать, не может отказаться от статуса "мачо". Газзаеву это не нравилось. Нашла коса на камень. В нескольких матчах тренер оставлял нападающего за пределами заявки. Впрочем, сказав "а", Газзаев должен был говорить "б". Но не тут-то было. Потому что Милевский – не Алиев. Слишком уж много моральных (и не только) сил братья Суркисы потратили на борьбу за украинское гражданство Артема. Явно не для того, чтобы он сидел на скамье или переходил в "Локомотив", в который настойчиво звал Семин.
Удивляла динамовских поклонников и позиция Газзаева относительно полузащитника Олега Гусева. В прошлом сезоне Олег несколько раз удачно выходил на замену, однако места в составе не получал. Тренер объяснял тем, что Гусев не может полноценно восстановить спортивную форму после травмы. Однако, говорят, что "травля" Гусева была связана с банальным несоблюдением режима. Олег в команде тоже остался. И даже заиграл с текущего сезоне в основном составе. Но вряд ли Газзаев был уверен в Гусеве на сто процентов.
Иными словами, когда пришло время, чтобы игроки сыграли "за тренера", российский специалист остался ни с чем. Остался с кучкой самовлюбленных пижонов, привыкших к частым сменам тренера и не протестовавших против очередной из них. Вторую часть составляли авантюристы, которые беснуются в денежном жире и не несут за детские ошибки никакой ответственности. Кроме Шевченко, исключениями из правил можно назвать разве 17-летнего вратаря Максима Коваля, для которого приглашение в "Динамо" было за честь и защитника Тараса Михалика, которого не испортило многолетнее пребывание рядом с футбольными "маэстро" калибра Милевского.
Нет, на старте сезона Газзаева никто не "плавил". Только дурак откажется от шанса сыграть в Лиге чемпионов. Этим шансом надо было пользоваться независимо от того, кто возглавляет команду. Но после поражения от голландского "Аякса" в третьем раунде квалификации Евролиги ситуация изменилась. Так называемые "звезды" охладели. Одни разочаровались, что не смогут проявить себя в самом престижном клубном турнире Старого Света, другие не сочли нужным убиваться в турнирах, участие в которых они считают недостойным себя великих. Начался хаос. Газзаев вынужден был уйти.
Но изменит ли что-то то эта отставка? Появится ли в Киеве специалист, который будет способен поставить динамовскому руководству такие условия, которые в свое время поставил Лобановский? Условия, при которых тренер занимался бы комплектацией и тренировкой команды, выбором тактики на игру, а президент и администраторы выполняли другую работу, связанную с функционированием клуба.
Игорь Суркис считает, что за такую команду не возьмется ни один тренер. Сомнительно. Пример "Днепра", который возглавил именитый испанец Хуанде Рамос это подтверждает. Но за тренеров такого калибра надо выложить кругленькую сумму. И предоставить организационные гарантии. Те, о которых говорилось выше. Сможет ли переступить через себя человек, который сидел рядом с Лобановским и после этого делает вид, что разбирается в футболе на уровне профессионалов
Источник: sport.glavred.info