Кадры новой базы "Полесья", масштаб развития клубной инфраструктуры за два года и самое главное факт, что это строится в Украине во время войны, поразил УЕФА
Одним из наиболее проблемных клубов Украины является луцкая "Волынь". Из-за проблем с финансами зимой лучане ни приобрели ни одного новобранца, имеющиеся игроки не получают зарплату, а на выезды добираются автобусом или поездом. После серии неудач "Волынь" покинул наставник Анатолий Демьяненко. О состоянии дел "Волыни" "Футбол 24" расспросил у Виталия Кварцяного, который много лет посвятил луцкому клубу.
- Виталий Владимирович, когда вы возглавляли лучан, "Волынь" когда-нибудь добиралась, скажем в Луганск, поездом или автобусом?
- Разве это так важно? Никогда не жаловались на такие обстоятельства. За последние 10-11 лет мы не часто добирались на выездные игры самолетом, это были единичные случаи. А так, мы путешествовали двухъярусным автобусом. Дубль был на одном ярусе, а мы на другом. И никаких проблем, добирались в Донецк, Симферополь. Повторяю, даже не поездом, а автобусом.
- А вот сейчас говорят, что одной из причин неудачных результатов "Волыни" являются не комфортные путешествия. Мол, футболисты очень устают ...
- Все зависит от самого футболиста, его психологии. Почему? "Шахтер" добирается самолетом, "Динамо" - самолетом, "Металлист" - самолетом, а мы - на автобусе. Это может унижать достоинство футболиста. Безусловно, это не может быть главной причиной неудач, но, это может влиять на психологическое состояние команды. Здесь уже тренер должен смягчить ситуацию, убедить подопечного все воспринимать так, как есть. Прокатиться сутки в поезде - это не вагон угля разгрузить.
Проехались, лежа книгу почитали. Я всегда футболистам повторял, что такие путешествия нас сближают, выиграем - можно будет немного отпраздновать, коллектив будет еще более дружным. А то так получается, что после тренировки все разбегаются по своим интересам, а в поездке все вместе, все одно целое. На тренировочные сборы в Ялту, Феодосию, Евпаторию мы всегда ездили поездом. Никаких проблем. Чем чаще коллектив вместе, тем он дружнее.
Было бы гораздо хуже, если бы в Луцке не было нормальных условий для подготовки. А так в нашем городе есть хорошие поля. Условия хорошие: есть бассейн, гимнастический и тренажерный залы, зал аэробики. Да, нет беговых дорожек, но рядом есть хороший парк. Прекрасные условия. И здесь проблемы нет. Важнее то, что футболисты, наверное, хотели бы финансовой стабильности ...
- Тем более, что в "Волыни" много легионеров, а они не будут играть в долг ...
- В "Волыни" и раньше иногда были финансовые проблемы. Закрывали счета, не давали президенту клуба работать. Бывало по 5 месяцев, иногда по 3 месяца не получали зарплату. Команда на 3-4 месте, а полгода денег нет и все сыплется. Тоже бывало не сладко. Но футболисты играли. Хотя в такой ситуации ими трудно управлять. Здесь Анатолия Демьяненко можно понять. Сегодня 21 век, а мы цивилизованная страна - есть контрольно-дисциплинарный комитет Федерации, палата споров. Эти органы заставят рано или поздно урегулировать ситуацию согласно действующих контрактов. Это раньше футболиста бросали и он не знал что делать. Сейчас все цивилизованно, всегда ищется золотая середина.
Да, футболист, который играет без зарплаты - это проблема. А все остальное, такое как дорога автобусом, не проблема. Форма есть, тарелка супа есть, поезда есть, автобусы, есть где тренироваться и играть, а деньги будут не сегодня, так завтра.
- Виталий Владимирович, есть уверенность в том, что "Волынь" в следующем сезоне будет играть в Премьер-лиге?
- Как волынянин, хочу чтобы так и произошло. О вылете в первый дивизион вообще не может быть и речи. По потенциалу игроков в Луцке неплохая команда, которая способна собраться и выдать игру. Верю, что руководство клуба урегулирует ситуацию. Футбольный клуб - это не игрушка. А "Волынью" владеют серьезные люди. Возможно, они не до конца знают ситуацию, но со временем разберутся.
- В Украине у четырех клубов нормальное финансирование, у других есть с этим проблемы. Не слишком ли большая пропасть между этим богатым квартетом и остальными?
- Глубокий вопрос вы затронули. Хотим или не хотим мы, но футбол пересекается с политикой. Как по мне, главный вопрос заключается в том, что распределение мощностей крупных предприятий и аккумулирование финансовых потоков очень сильно контролируется одной группой, все зажимается. Другим же, кто любит футбол, поэтому не хватает денег на финансирование клубов. А из той группы, кто все контролирует, кое-кто не любит футбол. Вот так и получается, что кто хочет заниматься футболом, не имеет возможности заработать на это денег. Государство же серьезный профессиональный спорт не поддерживает, только олимпийские виды.
Недавно прочитал чье-то мнение о том, что в элитном дивизионе нужно оставить только 12 команд. Считаю, что это утопия. Для 46-миллионного населения Украины - это недопустимо.Нужно делать реорганизацию, но не в направлении уменьшения клубов. Можно уменьшить зарплаты. У некоторых они завышении. Некоторые играют в еврокубках и говорят, что как можно обыграть, скажем ПСЖ, когда там футболисты зарабатывают 3 миллиона в год, а наши игроки только 500000. Хочу сказать, что киевское "Динамо" в 1975 году выиграло Кубок Кубков и футболисты получили за это по 500 долларов, а их соперники столько зарабатывали в день. То же самое было в 1986 году, когда "Динамо" снова выиграло трофей. Они не получили больших денег за это.
Сейчас, мне кажется, можно с небольшими, но с реальными бюджетами, сформировать чемпионат страны. Но этого никто этого не хочет. Нужно гармонизировать бюджеты, уменьшить зарплаты. Очень важно сохранить количество команд.
- Не хочет что-то менять и группа, которая контролирует финансовые потоки, так ей и так все выгодно ...
- Нужно думать о стране. Руководители страны должны не забывать о Западном регионе. Если здесь будет большой футбольный потенциал, то это скорее объединит страну, чем совместный чемпионат с Россией Такие соревнования, считаю, нам вообще не нужны.