Цитата дня

ЮРИЙ ВЕРНИДУБ

Я немного не понимаю моменты, когда арбитры в нашу сторону свистят все, что есть, а в другой – даже то, что есть, и то не свистят. Ну это такое

Главная / Интервью / Валерий Газзаев: "Надеюсь, Вова станет лучше чем папа"
08.03.2011, 18:16

Президент «Алании» Валерий Газзаев дал большое интервью о проблемах детского футбола. Заслуженный тренер России, «Тренер года» по версии ФИФА сезона - 2004/05 Валерий Газзаев - всегда любопытный собеседник. Разговор о детском футболе был интересен самому Валерию Георгиевичу, пишет пресс-служба клуба.

- Валерий Георгиевич, для вас футбол с чего начался?

- Он был единственной доступной игрой моего поколения. Мяч гоняли все: и дети, и взрослые. Играли по восемь часов в день, с небольшими перерывами, чтобы перекусить бутербродом. И опять в бой. В моем городе, на базе горно-металлургического института, была небольшая футбольная площадка, там со всего города собиралось по 15-20 команд. Играли 4x4 - дворовый «дыр-дыр».

Приходили даже игроки из команды мастеров «Спартак» (Орджоникидзе). Сидели, ожидая очереди. Наш дворовый футбол был настолько силен, что они не могли выиграть.Все выдающиеся игроки советского, российского и мирового футбола вышли из дворового футбола, в котором ежедневно оттачивались техника, смекалка, физическая подготовка. Много смотрю и интересуюсь детским футболом.

На занятиях часто слышишь от наставника замечания в адрес ребенка: «Не водись, отдай мяч» и т. д. У детей пропадает инициатива. Так нельзя. Ребенка надо раскрепостить, чтобы раскрыть талант. Увы, дворовый футбол умер.

- Чем отличается советская подготовка детей от нынешней?

- Все строилось на уважении к тренеру, на любви ребенка к футболу. Самовыражение и талант игрока, его самобытность выходили на первый план.

- По каким критериям шел отбор игроков в команду мастеров?

- В чемпионате СССР фактически играли национальные сборные республик: «Динамо» (Киев) - сборная Украины, «Динамо» (Тбилиси) - сборная Грузии, «Арарат» (Ереван) - сборная Армении. Мощно смотрелись московские коллективы: «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Торпедо». В каждой команде - бешеная конкуренция.

Попасть даже в дубль, не говоря уже об основе, очень сложно, на весь Союз - 16 команд (в высшей лиге. - С). Никто из игроков за границу не уезжал. Нужно было обладать множеством качеств, чтобы попасть в команду. Например, только техничный, быстрый, результативный форвард мог на что-то рассчитывать.

Сегодня ярких, неординарных личностей, как Месси или Роналдо, немного. В отличие от времен Марадоны и Платини. Потому что тогда игроки выходили из дворового футбола. Ныне футбол стал быстрее, динамичнее, антропология игроков изменилась. Но возьмите Месси. Он, не обладающий выдающимися данными, творит чудеса. Потому что талантлив и самобытен: в детстве тренеры его не загоняли в рамки.

- Что изменилось?

- Время, идеология, отношения между людьми стали другими. Не дружескими, а партнерскими, то есть коммерческими. В условиях нынешней ситуации надо вспомнить лучшее из советского периода и по уму использовать то, что имеем сегодня. Вот мы получили возможность провести чемпионат мира. Это же огромная победа. Вы представляете, какой праздник увидят наши мальчишки!

- Валерий Георгиевич, расскажите о первом опыте работы тренером в детской школе «Динамо».

- Откровенно говоря, эта мысль пришла в последние годы футбольной карьеры. Планировал связать жизнь с юриспруденцией, окончил юридический институт. Все изменила игра в полуфинале Кубка кубков с «Рапидом» в Вене. Тренировал «Динамо» тогда Сан Саныч Севидов. После первого тайма, при нашем минимальном преимуществе 1:0, он подошел ко мне и спросил, кого бы я заменил.

Назвал футболистов, но тренер ко мне не прислушался. В итоге один из выбранных мной игроков организовал два пенальти в наши ворота. Когда Севидов произвел-таки замены, уже проигрывали 3:1. В финал не попали. После игры Сан Саныч сказал, что мне надо тренировать.

И первые шаги на этом поприще сделал в футбольной школе «Динамо», тренировал самых маленьких в течение полутора лет. Затем поступил в Высшую школу тренеров, диплом которой приравнивался к институтскому образованию.

- Как бы вы посоветовали специалистам выстраивать работу с детской командой?

- Здесь другая философия. К детям в их нежном возрасте нужно относиться с любовью, как к своим.

Со мной в первый год работы тренером приключилась смешная история. На просмотр пришли около ста мальчишек. Я их построил и сказал: «За углом школа хоккейного «Динамо», кто любит клюшки и коньки?» Половина сразу ушла.

- Знаю, что в Осетии задумали создать футбольную академию.

- Под нее разработана мощная программа, выделены земли и средства. Понимаю, что не каждый из ребят станет великим игроком, но умных и порядочных людей из них постараемся воспитать. Мне довелось посещать футбольную школу «Сент-Этьена», откуда вышли Зидан, Анри. Видно, что работа поставлена на широкую ногу.

В ней молодые талантливые игроки со всего мира. Трехразовые занятия в день - практика, теория, игры, хорошее образование, изучение языков. Сейчас у нас пытаются создавать подобные школы, академии. Надеюсь, нечто подобное появится и у нас.

- Кто их должен тренировать?

- Вопрос актуальный. Необходимы квалифицированные кадры и развитая инфраструктура. Самое главное - хорошие турниры. В советское время их хватало, и большая масса детей была вовлечена. Гораздо выгоднее уделять этому внимание, нежели тратить большие деньги на покупку зарубежных игроков.

- Работая тренером команд премьер-лиги, требовали от футбольной школы отдачи?

- Так вопрос не стоял. Школа подчиняется главной команде. Если там перспективный игрок, то его привлекали. Пример - Игорь Акинфеев. Его взял в основу с 16 лет. Потому что видел - талант. Главное тут доверять. В основном тренеры отдают предпочтение более опытным игрокам. Их винить нельзя, от них требуют результат.

Молодости же свойственна нестабильность. Но я всегда старался давать молодежи проявить себя. Здесь нужно терпение, тренер должен идти на риск. В 2002 году пришли братья Березуцкие, не так давно появился Щенников. Сегодня они приносят результат.

- Наши детские школы очень зациклены на результате.

- И это неправильно. Есть этапы развития и становления игрока. Задача школы - воспитать игрока для основной команды. Когда эстетика футбола и его суть не прививаются, а на первый план выходит результат любой ценой, это мешает расти игрокам.

- Вы долгое время работали в Киеве. Как там с подготовкой резерва?

- Школа в Киеве всегда была сильной, это большая заслуга Валерия Лобановского. У «Динамо» две академии с очень мощной инфраструктурой. С детьми работают авторитетные специалисты. Молодежная сборная Украины считается одной из лучших в Европе. Не случайно, что недавно она обыграла сборную Голландии.

- Вы рассматриваете вариант возвращения на тренерскую работу?

- В любом случае, моя внутренняя суть - тренерская. Конечно, переживаю. Волнуюсь и за сына, который начал тренерскую деятельность. Постараюсь ему передать все свое умение и навыки, чтобы он стал лучше, чем его отец.

Добавить комментарий
от имени