Цитата дня

ЕВГЕНИЙ ЛЕВЧЕНКО

Аудит обнаружил хищение из УАФ при Павелко 1 млрд. 342 млн. 900 тыс. гривен. Это украденные возможности детского и юношеского футбола. 8 лет стагнации и беззакония

Главная / Интервью / Игорь Кутепов: "Хорошенько поразмыслив, взял за основу наработки голландских детских школ"
20.02.2013, 14:06

Директор Академии харьковского «Металлиста» Игорь Кутепов рассказал о специфике работы этой структуры клуба, о том, как он пытался купить в Бразилии методику подготовки, и о том с чего началось строительство Академии.

– Игорь Николаевич, расскажите, как вы возглавили Академию Металлиста. Как возник вариант?

– На то время я работал в московском ЦСКА с дублем и когда вице-президентом Металлиста стал Виталий Данилов, он и предложил мне возглавить футбольную школу клуба. На тот момент она еще не была Академией.
 
– А почему выбор пал на вас?

– Мы с Виталием были давно знакомы, он знал, что я восемь лет карьеры отдал Металлисту, знал, что эта команда – родная для меня, поэтому и сделал такое предложение. Я же со своей стороны посчитал эту работу интересной и достойной.
 
– Бывший президент Металлиста Александр Ярославский рассказывал, что по базе команды бегали крысы. Можно представить, что творилось в детской школе…

– Действительно все было «убитое», в страшном состоянии, но когда мы вели переговоры по поводу моей новой работы, то у нас была договоренность, что в футбольную школу будут вкладываться деньги, и она будет постоянно прогрессировать, в первую очередь, инфраструктурно.
 
– У вас было представление, каким образом нужно все наладить, чтобы появился результат или уже в процессе начали разбираться?

– Когда я работал в дубле ЦСКА, то естественно плотно сотрудничал с детской футбольной школой. Поэтому понятие я имел, за что берусь и что нужно делать для улучшения результатов. Естественно были и свои какие-то наработки, идеи. Сейчас, слава Богу, есть интернет, который дает возможность посмотреть практически любые тренировки, различные методики.
 
 – Сейчас очень популярно говорить, что за основу взята какая-то определенная методика: кто-то копирует испанцев, кто-то итальянцев, кто-то голландцев. Или вы выработали что-то исключительно свое?

– Нет. Я посчитал, что смысла изобретать велосипед нет, и, хорошенько поразмыслив, взял за основу наработки голландских детских школ.
 
– Почему именно голландских?

– Мы долгое время анализировали специфику того или иного метода подготовки детей и пришли к выводу, что именно голландская система наиболее близка нам по восприятию. К тому же климатические условия Голландии больше похожи на наши, чем, к примеру, Испании. Жители теплых стран, таких, как Испания, на генетическом уровне более восприимчивы к освоению технических приемов, это совсем другой типаж. Поэтому обучать детей по испанской методике не имело смысла.
 
– Тренеры, работавшие на тот момент в Академии, полностью соответствовали уровню притязаний или пришлось проводить кадровые перестановки?

– Да, кадровой ротации было не избежать. Будем говорить откровенно, уровень тренеров, работавших на тот момент, не соответствовал нашим пожеланиям.
 
– Сейчас с детскими тренерами у нас не все так хорошо – качественных специалистов мало?

– К примеру, мы, когда искали новые тренерские кадры, делали упор на тех, кто сам играл в команде мастеров, кто мог показать детям на личном примере.
 
– А как же многочисленные воспитанники институтов физкультуры?

– У них знания, как правило, теоретического характера. Хотя те наши тренеры, у кого не было физкультурного образования, конечно, в процессе получали дипломы в институтах физкультуры.
 
 – Я так понимаю, работать стало значительно легче, когда Александр Ярославский построил базу для Академии?

– Да, это, конечно, был для нас огромнейший шаг вперед. Помню, как-то, еще до того как началось строительство базы, Ярославский пришел на тренировку детей и спросил: «А почему они не бьют по воротам?» Я ему говорю: «Александр Владиленович, для того, чтобы научить ребенка бить по катящемуся мячу, нужно, чтобы он катился, а не прыгал». А условия тогда были такие, что просто ужас. Буквально сразу же после этого началось строительство Академии.
 
– Донецкий Шахтер возглавить свою Академию доверил голландскому специалисту. Коли уж вы работаете по голландской системе, не было желания пригласить какого-нибудь консультанта заграничного или тренера, который помог бы внедрить все голландские наработки?

– Мы бы, в принципе, и не против, но такого специалиста нужно еще найти. Я далек от мысли, что само голландское гражданство гарантирует качество работы. Вот, например, в Шахтере Патрик (фон Лиувен, директор Академии Шахтера – прим.Football.ua) очень хороший специалист. Я много раз с ним общался и должен сказать, что Горнякам удалось «попасть в яблочко». А вот знаю, в Днепропетровске работал какой-то бразилец, так оказался проходимцем, и его выгнали. Так что, все не так просто.
 
– А вы или может кто-то из представителей Академии ездили куда-нибудь за границу на стажировку?

– Я ездил как-то в Бразилию. Интересно было посмотреть, как готовят самых техничных футболистов в мире. Но там особенность такая – они разрешают смотреть, но не рассказывают нюансов. Я даже предлагал за деньги купить их методические пособия, но они не продают. А что тренировочный процесс? Человеку, который не знает их специфику, достаточно сложно уловить все тонкости при обычном просмотре. Хотелось бы почитать, поизучать, как это все выглядит на бумаге, какие есть нюансы. Вот возьмите для примера Барселону. Вроде все на виду – бери, раскладывай по полочкам, копируй, будь Барселоной! Но нет – кроме Барселоны так никто не играет. Вот так и здесь, говорят: «Без проблем, смотри тренировки, но наработки не продадим».
  
– Расскажите, пожалуйста, какая у вас система поступления – тестирования или как?

– Да, есть специальные тестирования. Главное, что нас интересует – скорость. Понятно, что можно натренировать скорость, научить ребенка бегать, но намного легче обучать, когда у юного футболиста скорость – от рождения. Сейчас ведь футбол становится все быстрее и медленных футболистов практически не осталось – даже если это мощный центрбек или таранный центрфорвард, так называемая «башня», у них все равно должна быть скорость. В дальнейшем, когда ребенок попадает к нам, мы развиваем в нем и другие качества – гибкость, выносливость…
 
– По поводу последнего. У нас в детском футболе есть такая нездоровая штука, как гонка за результатом, а хорошая физическая подготовка в таком возрасте особенно помогает их добиваться. При отборе в школу стараетесь росленьких брать?

– Нет, мы четко осознаем, что результат в детском возрасте не столь важен. Главное – научить ребенка обращаться с мячом, думать на поле. Да, хорошие результаты формируют психологию победителя, но мы их стараемся добиваться, не переходя рамки. Физподготовка не самое главное в нашей Академии, ценится игра команды.
 
– То есть девиз вашей Академии…

– … Девиз нашей Академии «Чтобы футболист владел мячом, а не мяч футболистом» (смеется).
 
– Приходилось слышать такую историю из уст одного футбольного агента, которому ее в свою очередь рассказал голландский тренер. «К нам приезжала на турнир U-15 команда из России. У них у половины игроков вид, как у 20-летних. Они тут всех перебегали, затоптали. Мысли нет, тактического понимания ноль, зато бегут как слоны. Увезли домой красивую статуэтку, наверно, президент премию выпишет». У нас проблема «подстав» тоже актуальна?

– К сожалению, да. Но нас она не касается. Возникает она все из-за той же гонки за результатом. У нас принято так: если команда не выигрывает, значит, тренер плохой и в таком случае его увольняют. Тренер же, чтобы не потерять работу начинает прибегать в частности и к таким методам. В нашей Академии никто не гонится за победами в детском футболе.
 
– За границей такого нет?

– Конечно, нет. Там все понимают, что в детском возрасте побеждают, как правило, те, кто крупнее, поэтому на результаты часто смотрят сквозь пальцы. Кстати, расскажу историю. Когда был в Бразилии, заметил особенность – у них, как правило, в команде два крупных мальчика – один из центральных защитников и нападающий. Почему так, не знаю, но контраст был настолько большим, что я не удержался и сказал человеку, работавшему с нами: «Они старше, чем остальные». Так этот бразилец не то, что не начал меня разубеждать, а даже и не понял, о чем я говорю. У них даже мыслей в голове таких нет – ставить старших ребят.
 
– Одной из главных проблем клубных ДЮСШ есть то, что богатые родители привозят ребенка, плюс, условно говоря, полсвиньи и – ребенок поступает. У вас такое возможно?

– Приведу такой пример. Наша Академия рассчитана на 60 человек, понятно, что те, кто в ней живут все время – иногородние. Но кроме них в ней живет и несколько харьковчан, которые в силу обстоятельств не могут получать дома, например, того питания, какое должны получать занимающиеся спортом. То есть мы видим, что парень талантливый и хочет развиваться, и делаем ему шаги навстречу. Мы изначально понимали, что если будет идти речь о какой-то оплате, то попадем в определенную зависимость и мы, и дети. Поэтому все, кто у нас учится в Академии, ни за что не платят.
 
– А как с общеобразовательной программой? Где учатся дети?

– При Академии мы школу не создавали, а договорились с находящейся рядом школой (десять минут ходьбы от Академии) – там наши дети и посещают занятия. То есть получают те же знания, что и остальные. Единственное, мы договариваемся, чтобы занятия в школе и тренировки в Академии комфортно соседствовали или, когда, например, сборы, берем для детей отгулы, а потом они их отрабатывают.
 
– А какая у вас система – дети переходят от тренера к тренеру или один тренер ведет группу до выпуска?

– Система такая: вот мы набрали 2006 год рождения. Первые три года они будут тренироваться под руководством одного тренера, следующие три года у другого, а потом, последние четыре года, когда команда уже начинает играть на первенство Украины в ДЮФЛ – третий тренер.
  
– Согласны с тем, что последние выпуски Академии (1989-1993 г.р.) были практически провальными. Ведь выпускники не только практически не играли в самом Металлисте, но и в командах УПЛ, в основном играя в командах первой и второй лиг, на область, многие сразу после окончания Академии заканчивали.

– Я уже говорил, что раньше у нас не было таких условий, как сейчас, не было такой связи между школой и дублем, первой командой, поэтому выпускники не соответствовали даже уровню дубля. Но сейчас многое изменилось – Академия работает полноценно уже три года и каждый следующий выпуск уже сильнее, качественнее, чем предыдущие.
 
– Барвинко вон уже за первую команду играл. Правда, недолго и вернулся в дубль. Что с ним случилось?

– Вы же поймите, что конкуренция в Металлисте очень высокая. Команда сейчас вышла на такой уровень, что местному воспитаннику очень сложно пробить себе дорогу в первую команду.
 
– Можно ли сказать, что выпуск 1994 г.р. первый, игроки которого могут серьезно претендовать на попадание в первую команду?

– Да, этот выпуск очень сильный. Но в этом возрасте очень сложно дается переход, ведь, когда тебе 17 лет, то появляются куча отвлекающих факторов и тут уже все что закладывали тренеры, может попросту нивелироваться.
 
– А профилактические беседы помогают?

– Кому как.… Все-таки многое зависит от самого футболиста, от серьезности его настроя.
 
– Кстати, в этом контексте хотелось бы спросить по поводу Артема Радченко, которого очень хвалил Маркевич.

– Радченко – один из самых талантливых в Украине в своем возрасте, но, к сожалению, он снизил к себе требования. Тренеры с ним говорят на эту тему, но тут все зависит от него. Один футболист может поставить себе цель играть в первой команде и будет к ней идти, а другой съездит пару раз на сборы с первой командой и все – после этого он считает, что всем все доказал. С Артемом именно такая ситуация. Надеюсь, он одумается, потому что повторюсь – этот парень чрезвычайно талантлив. С ним и Мирон Богданович разговаривал, и Красников. Будем надеяться, что поможет.
 
– Таланту легче «сгореть» в жизненной топке?

– Намного легче, чем остальным. Такие ребята начинают очень ярко и это создает иллюзию, что им все придет само, а те, у кого таланта поменьше – работают, чтобы доказать и себе, и тренеру, что они чего-то стоят. Вот из таких парней и получаются футболисты. А талантов пропадает очень много…
 
– А кто у вас относится к идеальной категории «талантливый и работящий»?

– За последнее время хотел бы выделить Сашу Азацкого. Он очень вырос как в плане индивидуального мастерства, так и с антропометрической точки зрения. С его ростом (190 см) очень сложно быть подвижным, но он отдельно занимается с тренером по легкой атлетике, чтобы развить стартовую скорость. К тому же он отлично играет головой. Да, он еще «сырой» для первой команды, но своим отношением к делу он очень радует. Не зря в дубле он один из лидеров. Очень толковый Саша Андриевский. Я называю их фамилии, потому что считаю, что эти ребята уже достаточно взрослые для того, чтобы не поймать «звездочку» при первой же похвале.
  
– Как считаете, создание переходного турнира U-19 – это плюс для молодых футболистов или закалку второй лигой ничем не заменить?

– Я считаю, что это огромный плюс. В других европейских странах такое первенство есть, в частности в Германии, которую можно ставить в пример в плане подготовки молодых футболистов. U-19 – это шанс для тех молодых ребят, которые не смогли себя зарекомендовать в турнире ДЮФЛ перед тренерами дубля. Другое дело, как в самих клубах относятся к командам U-19. Ведь, в принципе, это федерация организовала в приказном порядке и некоторые относятся к своей команде U-19 спустя рукава. Но в целом, при серьезном отношении, это еще один шанс для молодых футболистов остаться в футболе, ведь многие после ДЮСШ не дотягивают до уровня дубля. Я уже не говорю о второй лиге – там уровень еще серьезнее, чем турнир молодежных команд.
 
– Вторая лига сильнее?

– Конечно! Там же перед командами ставятся задачи, есть такое понятие, как премиальные – учиться в условиях, когда тебя судьи гоняют, мужики топчут, очень сложно. А в турнире 19-летних как раз все для этого создано.
 
– Как считаете, сколько можно сидеть в дубле, до какого возраста? Я это спрашиваю в контексте примера Максима Яхно, который сидел в дубле почти до 24 лет.

– Все индивидуально. Если брать конкретно по Максиму, то в нем тренеры видели какой-то потенциал, давали ему шансы, брали на сборы, но он их не оправдал. Вы же не забывайте и о правилах УЕФА, насколько жестко сейчас следят за наличием своих воспитанников в команде.
 
– А существуют и какие-то санкции по отношению к тренерам, если нет никакого результата. Вот я смотрел, например, 1991 г.р. Там только Шопин в дубле Металлиста. Остальные непонятно где…

– Санкции, конечно, будут. Каждый тренер должен дать «продукт». Но пока, как я уже говорил, наша Академия не так давно функционирует в нормальном режиме, чтобы требовать чего-то от тренеров и воспитанников.
 
– Касательно принципов обучения. Есть ли какие-то методические рекомендации тренерам, ведь для того чтобы дети легко адаптировались после выпуска в дубле, а потом возможно и в первой команде, должна быть какая-то единая система?

– Есть требования к игрокам. В первую очередь Мирон Богданович просит, чтобы вся структура детского футбола, U-19 и дубля работала над тем, чтобы игрок умел обращаться с мячом, думать на поле, был тактически подкованным. «Физику» можно легко нагнать и после 20 – одни зимние сборы и все в порядке, а если ты по мячу попадаешь через раз, то это исправить сложно, практически нереально. Что же касается командой игры, то Маркевич просит играть первым номером, владеть мячом, стараться диктовать условия сопернику, не бить мяч куда попало.
 
– Мирон Богданович в гости заходит?

– Конечно, у нас очень тесный контакт. Он часто приходит, смотрит игры, делает замечания. Бывает, если школа играет на базе, он посмотрит матч и может подойти сказать, мол, мне то и то не нравится. В этом плане – все на высшем уровне и жаловаться на отсутствие внимания со стороны главного тренера первой команды мы не можем.
 
– Харьковское училище физической культуры – это ваш конкурент или вы сотрудничаете?

– Мы с ними сейчас сотрудничаем, в принципе. Раньше, скажу откровенно, они нас чаще переигрывали, но в последние годы тенденция изменилась – у нас и условия лучше, и результаты.
 
– А Арсенал?

– Арсенала, к сожалению уже нет. Проблемы с финансами…
 
– Какие есть планы по улучшению работы Академии?

– Сейчас задача номер один – построить манеж, где можно было бы тренироваться зимой. Был я в Мариуполе – вот там не манеж, а просто шедевр. У нас, к сожалению, такого нет и зимой проводить тренировочный процесс очень сложно. Мы и снег стараемся убирать с поля, но все равно качество газона плохое. Сейчас вот наш клуб выкупила серьезная финансовая структура – обещают, что все сделают.

Добавить комментарий
от имени