К сожалению, в последние дни мы получили определенные сигналы о том, что из-за политических аспектов Украину и меня лично не хотят видеть в руководящем органе УЕФА
Думаю, что выскажу общую точку зрения, что стопроцентный результат мартовский отборочных матчей для многих стал приятным сюрпризом. И многим хотелось бы понять или разобраться в том, за счет чего этот результат был достигнут.
Не претендуя на истину в последней инстанции, выскажу только своё видение на эту тему.
Многие процессы, происходящие в недрах ФФУ, связанные с выбором тренера сборной, прошли за закрытыми дверьми, вдали от объективов теле- и фотокамер и остались недоступными, практически, всей футбольной общественности. Тогда и, пожалуй, даже сейчас решение поставить во главе сборной Фоменко, не было многими воспринято и понято. Сейчас можно уже определиться с одним вопросом, который стоял во время выбора. Бороться ли за выход из группы в этом цикле или начать готовиться к новому.
Если бы стоял вопрос прекратить борьбу, то с выбором тренера можно было бы не спешить. Если же было решено, что надо продолжить борьбу, время было ограничено, а выбор был ограничен свободными от работы отечественными тренерами. Отказаться – это было бы воспринято, как слабость нынешней ФФУ, чего она себе позволить не могла, поэтому там склонялись и склонились к решению в пользу продолжении борьбы и для этого нужен был «кризисный менеджер». Это решение также могло быть модифицировано при неудачах в мартовских матчах и тогда появлялось бы почти 3 месяца на перепостановку задач.
Выбор был не велик. Возможно, был поставлен четкий вопрос о вере в победу и прочем.
Таким образом, на электрический стул решился Фоменко.
Теперь можем перейти к подготовке сборной. Перед отборочными играми был проведен только один матч, в разгар подготовки команд к сезону. На сборе произошло знакомство тренеров с игроками. Уже тогда Фоменко определился с кризисной программой. Честно признаюсь, что я ни тогда, ни перед мартовским матчами не задумывался над тем, как выходить из сложившегося положения, и на некоторые моменты не обратил внимание. Теперь же их можно отметить, поскольку они достаточно заметны и рациональны.
Фоменко сделал основную ставку на три клуба, что не было удивительно, поскольку и предыдущий тренер действовал подобно. Состав строился по блочному принципу. При этом с исполнителями Фоменко также быстро определился. И уже в матче с Норвегией. Из 17 человек игравших с Норвегией, только Мандзюк, Девич и Богданов не засветились в мартовских матчах (не считая, травмированного Коноплянку), которых заменили Кучер и Гусев (бывшие тогда только в запасе).
В матче был опробован треугольник в центре Тимощук-Ротань-Гармаш и одним форвардом Зозулей. Там же был опробован Степаненко вместо Тимощука, игра в два нападющих: Зозуля-Селезнев и Девич-Селезнев.
Все это помогло присмотреться и сделать выводы.
В результате вместо не имеющего практики Тимощука вышел Степаненко, вместо неудачно сыгравшего и получившего красную карточку Мандзюка вышел Кучер и вместо Морозюка – Гусев.
Определенные проблемы в подготовке принесла погода. Фактически она не позволила вести нормальную подготовку непосредственно на поле. Главный упор был сделан на теорию, при этом оставалось полагаться на клубные связи и сыгранность, а также оставшуюся сыгранность в сборной Блохина.
Поставить прессинг в этих условиях было бы невозможно, если бы этот элемент не был отработан в клубах и сборной.
В матче с Норвегией была первая проба, которая удовлетворила и показала, что этот элемент можно использовать. Ключевыми фигурами как раз и были названные раньше опорники и Зозуля. В этом отношении некоторое неудобство было только в том, что игроки представляют разные клубы и их взаимодействие может быть не идеальным. Однако центральная ось Ротань-Зозуля была наиболее оптимальна. К ним Фоменко выбрал Гармаша и Степаненко. При этом Тарасу было определено место несколько сзади для подчистки действий Ротаня и Гармаша. Выход Тимощука позволил компенсировать усталость Ротаня и Гармаша и сохранить появившееся преимущество в центре.
Зозуля несомненно в схеме с высоким прессингом был единственным выбором. Селезнев в этом компоненте слаб, а Девич менее активен, больший индивидуалист, несколько выпадает из игры и, возможно, не в лучших кондициях. Последнее предположение также может быть рациональным объяснением, почему его не думали выпускать и при преимуществе в два мяча ни в одном из матчей.
С крайними полузащитниками также можно было определиться, единственный вопрос вызывал только Гусев, который не очень выразительно выглядел у Блохина. Но игра Морозюка не очень понравилась, а Коноплянка с травмой.
Матч с Молдовой были вынуждены пропустить Ротань и Гармаш, которые похоже стали у Фоменко основными, поэтому выбора у Фоменко не оставалось. Оставался еще Кравченко, что выглядело бы логично с учетом игравших впереди Зозули и Селезнева, но Фоменко предпочел уже проверенных игроков. Возможно, Кравченко мог бы сыграть рядом с Ротанем.
С Молдовой Фоменко применил другую схему. Которая четко просматривалась весь матч. Если с Польшой постоянно защищались ввосьмером - вдевятером, то с Молдовой можно было отделить шестерых защищающихся и четверых атакующих, которые назад отходили только изредка. Вперед же подключались крайние защитники и по одному опорнику. В центральной защитной зоне всегда оставалось по крайней мере три игрока.
Вместо третьего опорника Фоменко выпустил Селезнева, роль которого больше сводилась к атаке из глубины. В такой игре Селезнев не преуспел и, если бы не предголевая передача на Зозулю, был бы этот матч полностью в его пассиве.
Второй аспект подготовки, на который Фоменко не имел никакого влияния – это физическая готовность игроков. Тут ему повезло, что игроки Днепра и Динамо оказались в прекрасной форме. В связи с этим порадовала благодарность Фоменко в адрес Луческу, Рамоса и Блохина. Признаюсь, что и мне было приятно это услышать, после того, как я перед этим отметил именно этот момент.
Еще один момент хотел бы отметить, который сыграл решающую роль в первом матче. Это психологическая подготовка игроков. Они мгновенно включились в игру, а поляки, похоже, перегорели. Также хорошо наши оказались готовы и к матчу с Молдовой. И этого так не хватало в предыдущем матче с Молдовой и Черногорией. Тут основная вина лежит на тренере выпускающем игроков на поле. Баль тогда с этим не справился. Возможно, это также сказалось на вылете Черноморца. Блохину же чаще всего это тоже удается. И даже пример игры с Францией только говорит о том, что он, возможно, слабо управляет этим процессом.
Но факт остается фактом. Психологическая готовность в этих двух матчах была на высоте.
Также об этом писал, что считаю лучшим игроком матчей – Ярмоленко. Вторым – Зозулю. Ярмоленко был хорош, как никогда. Теперь вопрос, а сможет ли он удержать этот уровень или как часто он сможет его повторить. Что еще хотел бы отметить в его игре в начале этого сезона – он стал больше играть в пас. И это связанно, наверное, не только с требованиями Блохина и Фоменко, но и теми новыми возможностями, которые предоставляют ему партнеры.
И еще раз к блокам.
Пятов-Кучер-Шевчук-(Федецкий)-Степаненко.
Хачериди-Гармаш-Ярмоленко-Гусев-(Зозуля). +Безус.
Федецкий-Ротань-Зозуля-Селезнев.
И одинокий Тимощук.
Векторы и зоны действия блоков, думаю, каждый может представить самостоятельно.
Мне лично эта геометрия по душе. Может потому, что Тимощук одинок, он и не попал в состав, также, как и Девич, нарушающий устойчивость блоков.
Тут ведь улучшая один элемент есть опасность разрушить стройность всей системы.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 1
- 2
- 3
- 4