Кадры новой базы "Полесья", масштаб развития клубной инфраструктуры за два года и самое главное факт, что это строится в Украине во время войны, поразил УЕФА
Один ир руководителей российского судейского корпуса Николай Левников высказал свое отношение к работе куратора российских судей Роберто Розетти.
— Думаю, Розетти понимал, куда едет, знал, что ему делать. Первые его шаги принесли плоды. И сейчас нельзя сказать, что он куда-то уводит судей в сторону. Проблема в том, что он не создал серьезную управленческую команду. В России семь регионов, семьдесят коллегий судей. Тут нельзя действовать как в Италии. Там к судейству привлекаются высокие, стройные ребята, которые как девушки…
— ...Розетти, наверное, поэтому Карасев нравится?
— Наверное… Так вот, у нас сильная школа, которая давала арбитров, обслуживавших матчи уровня чемпионатов мира. Тот же Николай Латышев — обладатель «Золотого свистка», не надо это забывать. В России карьеру арбитра начинают, как правило, не юноши и мальчики, как в зарубежных странах, а люди, которым 25-26 лет. Они не могут быть такими же стройными. Наверное, нужно было к среднему поколению более бережно отнестись: раньше времени ушли Баскаков, Иванов, Сухина, Егоров. Четыре «топовых» судьи не досудили до 48 лет. Пришли на их место совсем молодые. Чтобы уровень судейства рос, необходима конкуренция. А не так, что перед кем-то открыли ворота и он сразу начал судить серьезные матчи. Мешкову, Вилкову, Лапочкину, другим — всем нужна конкуренция. Если ее нет, человек не будет расти. Я, например, уверен, не было бы в Питере Тараса Безубяка, сильнейшего арбитра, я никогда не вышел бы на такой уровень. А так каждый день думал: что бы такого сделать, чтобы стать чуть лучше? И не один Безубяк со мной конкурировал. Не будь у меня на международной арене такого «соперника», как Сергей Хусаинов, я никогда не судил бы полуфинал Лиги чемпионов, финал Суперкубка, матчи финальной стадии чемпионата мира.
— То есть нельзя было ослаблять конкуренцию?
— Да. Другая проблема в том, что есть итальянский стиль футбола, есть английский, а есть — российский. Стиль судейства определяется стилем футбола. У нас что-то между итальянским и английским. Нельзя судить, как это делают англичане, нельзя, как итальянцы. В этом плане мне кажется, что россыпь желтых и красных карточек, которую можно часто увидеть на наших полях, пришла из Италии. Я работал инспектором на матчах, говорю арбитру: «Если бы ты пораньше подбежал, то сумел бы голосом предотвратить грубость, и до карточки бы не дошло». А он мне отвечает: «Если бы я приблизился к эпизоду, то не увидел бы всей картины». Это их так научили. Значит, лучше дождаться и показать, чем предотвратить? Мне кажется, хорош именно тот судья, который упредительными мерами позволяет избежать нарушений. Если есть возможность руководить игрой без карточек, нужно так руководить. И опять же это проблема неопытности: молодые обычно чаще показывают желтые и красные карточки. У опытных другие рычаги управления игрой.
— Наверное, Розетти каких-то личных особенностей наших судей не понимает?
— Конечно, такая проблема есть. Одних арбитров назначают чаще, других — реже. Одних наказывают строже, других — мягче. Я понимаю, Розетти привносит в Россию практику УЕФА, итальянского арбитража. Он, как тренер, видит, кто готов, а кто нет. Но у нас люди другие, иначе на это смотрят. Они думают: «А-а, этот ошибся в пользу той команды, и его не строго наказали, значит, и мне так надо». И начинают так судить. А это сказывается на имидже судейского корпуса. Я считаю: нужно собрать круглый стол, пригласить тренеров, специалистов, руководителей клубов, поговорить с ними, спросить: каким вы хотите видеть судейство, чтобы уверенно себя чувствовать и на внутренней арене, и на международной? Их нужно обязательно выслушать. Затем задокументировать положения и строго им следовать.