К футболу всегда плохо относилась. Ребята очень много зарабатывают, но нет тренировок с 9 до 20. У нас только разминка три часа, а у них столько длится вся тренировка!
Новый сезон в российском чемпионате «Зенит» начнет на новом газоне стадиона «Петровский». Проект-менеджер обновления зенитовского поля ирландец Ричард Хэйден рассказал в интервью «Р-Спорт» об уникальности проекта газона на арене «сине-бело-голубых». Специалист уверен: даже в России в феврале газон может быть идеальным.
- Этот газон уникален. Мы укладываем его по технологии, которая разрабатывалась на протяжении почти 30 лет, а наше сотрудничество со словацкими коллегами позволило нам сделать шаг вперед в этом направлении. В том числе с помощью того оборудования, которые мы здесь используем, нам удалось улучшить технологию. Таким образом, поле, которое получит в свое распоряжение петербургский «Зенит», станет первым в мире подобным газоном.
В нем будет впервые применена технология fiber-sand. Синтетические волокна будут вплетены в смесь торфа и песка, которые станут последним слоем перед засевом. Таким образом, корни травы будут лучше укреплены. Да, мы недавно сделали газоны для шести стадионов в Бразилии, которые примут чемпионат мира с применением аналогичной технологии, но перед стартом работ в Петербурге, мы вновь улучшили эту технологию, разработанную с учетом климатических особенностей, а что самое главное для России - степени загруженности поля.
Сейчас в России поля в основном сделаны по двум или трем стандартам, которые были определены еще в Советскую эпоху, в 70-х. Но время не стоит на месте - меняется футбол, а соответственно - требования игроков, тренеров к современному газону. Мы стараемся изменить подход к футбольному полю, который есть в России. Это серьезный вызов, но я уверен, что мы справимся.
- Вы упомянули погодные условия. На самом деле это главное оправдание, которое используют в России для плохих полей...
- Есть одна особенность в тех технологиях, которые мы сейчас используем: создавая поле, мы стараемся создать свой собственный климат. Это отлично сработало на Украине, когда мы делали поля к Евро-2012. Когда я впервые приехал на Украину, про меня говорили, что я сумасшедший ирландец, который не представляет себе, что такое минус тридцать градусов на улице. Все считали, что я ударю в грязь лицом, но в итоге мы сделали два поля, которые были лучшими на чемпионате Европы. Украина в плане полей в целом смотрелась на порядок лучше, чем Польша. Я не слышал ни одного плохого отзыва про украинские поля. Все ждали, что Украина провалится, но этого не произошло.
- То есть, вы хотите сказать, что отличное поле на «Петровском» в феврале - это реально?
- Поймите, как выглядит поле на картинке, - дело третье. Главное, насколько на нем можно играть в футбол. Второе - насколько безопасно поле для игроков, а уже только потом важно как оно выглядит. Реально ли здесь играть в футбол на хорошем поле в феврале? Да. Реально ли перед этим провести десять тренировок на этом газоне? Нет.
Очень важно, чтобы все участники процесса понимали свою роль и свою ответственность тогда, когда дело касается футбольного поля. Поле - живой организм, который живет и дышит внутри стадиона. Поле - это как я и вы - оно может даже испытывать стресс. Можете верить в это или нет.
Очень важно, как и в каком объеме это поле используется. Мы уверены в своих силах, понимая, что будет с полем зимой. Приведу вам один пример. Мы сделали газон для харьковского «Металлиста». Они открыли его в феврале и крикнули: «Вау! Какое великолепное зеленое поле! Давайте на нем тренироваться!». Я пытался лечь костьми на это поле, чтобы не допустить этого. Но это было все равно, что лечь на железную дорогу, пытаясь остановить надвигающийся поезд. Я практически ничего не мог поделать. Конечно, поле испортили.
- Если говорить уже о сделанных газонах, то каким вы гордитесь больше всего?
- Безусловно, это поле в Харькове. Все думали, что у нас ничего не получится. Но во время Евро-2012 все могли убедиться, насколько оно было идеальным. И это при том, что нам пришлось его восстанавливать после того, как его испортили в феврале.