Цитата дня

ИГОРЬ ЦЫГАНЫК

Все начинают прозревать что такое PASS. Это секта, это люди, которые создают определенную когорту, где они друг за друга, они зомбируют людей вокруг, но по факту не глубокие в футболе

Главная / Интервью / Руслан Мармазов: "5,5 лет в "Шахтере" - самые счастливые годы моей жизни"
04.03.2011, 11:56

На днях в гости в редакцию нашего сайта пришел заслуженный журналист Украины, руководитель пресс-службы ФК «Шахтер» Руслан Мармазов. Эксклюзивное интервью для hotsport.com.ua длилось больше часа! Но, как известно, с интересным собеседником время летит незаметно.

А ВДРУГ НЕ СМОГУ?

— Руслан Леонидович, мы очень рады, что вы у нас в гостях.
— Я тоже рад прийти.

— Вы были представлены в качестве начальника пресс-службы ФК «Шахтер» в октябре 2005 года. Вы помните тот день? Какими были Ваши эмоции тогда, а что вы чувствуйте сейчас спустя пять с половиной лет?
— Да, я помню тот день. Помню, как все происходило. Это сложная гамма эмоций на самом деле. Я пришел в помещение и коллектив, которые прекрасно знал. И пришел не просто как гость, а в качестве руководителя этой структуры. Я понимал, что на меня руководство клуба возлагает определенные надежды, и ставятся определенные задачи. И я точно знал, что будет непросто. Это первое ощущение.

С другой стороны, я же пришел в пресс-службу не зеленым юнцом, а с поста главного редактора донецкого выпуска «Комсомольской правды». Как журналист я себя чувствовал нормально и уверенно. И пришел я туда не от того что искал работу, а от того, что меня позвали. Это предложение мне показалось интересным и важным.

А вот по прошествии пяти с половиной лет, я доволен тем, что удалось сделать за это время. Потому что в самом начале меня терзала мысль: «А вдруг я не смогу? Вдруг не получится?».

— Все-таки была такая мысль?
— Да, мысль была. Но не потому что я не верил в свои силы или творческий потенциал. Дело в том, что работа в клубе – это что-то иное. И работа в пресс-службе – это не вполне журналистика. Тут есть масса моментов и политических, и личностных, и чего только там нет. Мне было важно показать себя во всей красе именно потому, что я пришел в «Шахтер». И эти пять с половиной лет, которые я проработал в клубе – самые счастливые годы в моей жизни. Абсолютно твердо это заявляю. Когда я принимал решение перейти в «Шахтер», я не ошибся.

Я НЕ ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО

— Как и от кого поступило предложение перейти в «Шахтер»?
— Тогда генеральным секретарем клуба был Юрий Александрович Колоцей. Он знал меня сызмальства, и я к нему чудесно относился. Как-то в разговоре он спросил, как я в целом смотрю на идею поработать в «Шахтере»? Я ответил, что мне интересно, но хотелось бы конкретики, выяснить все… Мы переговорили и на этом все затихло. Я подумал, что может быть, изменились планы, или сделали предложение кому-то другому. И я знал, что не только со мной ведутся переговоры, было несколько человек.

— Можете, если не секрет, назвать фамилии этих кандидатов?
— Я их знаю, но говорить не буду. Догадываюсь, почему выбрали меня, а не их, но сейчас называть фамилии некорректно. Получается, что я Граф Монте-Кристо, а они не прошли по конкурсу. Это коллеги, которых я уважаю. Все они крепкие журналисты, которые сейчас на виду.

Потом прошло какое-то время, и меня пригласил Сергей Анатольевич Палкин на конкретную беседу, где было озвучено, чего от меня ждут. Если честно, получив такое предложение, я отказаться не мог. Потому что это «Шахтер».

— Перед тем, как сказать «да», волновались?
— Не волновался, потому что между предварительным и окончательным разговорами прошло много времени. Была возможность все взвесить, обдумать, и я уже знал, что соглашусь. Точно знал!

Был один эпизод, не скажу, что волнение, но необычный момент. Это уход из «Комсомольской правды». Я там долго проработал, был коллектив, который я собирал. Мне там было комфортно, и я занимался делом, которое люблю. Я был на хорошем счету во «всемирной» «Комсомольской правде». И тут я делал шаг в сферу, где нужно начинать, если не с полного нуля, то очень к этому близко.

В «Комсомолке» был легкий шок. Хотя все прекрасно понимали, что когда-то это произойдет. Не может человек всю жизнь работать на одном месте. Вопрос был только куда я уйду? Было жалко расставаться с коллективом, но я знал, что иду в ту сферу, где мне точно не будет скучно. И это сбылось на 100%. Мне не было скучно ни одной секунды.

— В этом вы счастливый человек.
— Да, в этом я абсолютно счастлив.

ВЕЛИКИЙ ПРОКОП

— Если не ошибаюсь, первую поддержку в клубе вам оказал Виктор Евгеньевич Прокопенко…
— Виктор Евгеньевич настолько светлый человек. Мне жаль, что он ушел так рано. Это человек, который… Это же величина, легенда! В общении он сразу же ломал стену между тобой и собой, и разговаривал с любым человеком без всяких «звезд».

Придя в клуб, я был тогда в легком шоковом состоянии. Нужно было трансформировать пресс-службу, и речь шла о смене кадров. Не то чтобы люди были плохими, нет. Просто они были не способны решать поставленные задачи, я это понимал. А это процесс, сами понимаете, сопряжен с неприятными переживаниями. И тут ко мне в кабинет зашел Виктор Евгеньевич и сказал, что он с верительными грамотами. Это он пришел мне представиться, хотя до этого мы были знакомы сто лет. Но то, что он зашел и поддержал доброй товарищеской шуткой, было очень важно для меня.

— Какие задачи поставило перед вами руководство?
— Нужно было оживить сайт, потому что он был в вялотекущем состоянии. Он был слишком скучным и слишком не оперативным. Речь зашла о клубном издании. Тогда была газета, и она мне, скажу честно, не нравилась. Я предложил президенту издавать журнал. Это нормальная европейская практика. Показал журналы европейских клубов, показал вариант своего видения, и Ринат Леонидович согласился. Думаю, что мы единственная пресс-служба, которая кроме работы, свойственной пресс-службам, занимается еще и журналом. Как правило, для журналов есть отдельные редакции. Это доказано на примере лондонского «Арсенала», «Тоттенхэма» и других клубов. Наш журнал на хорошем счету. Если вы на столе разбросаете журналы украинских клубов, то сразу поймете, что наш – не худший. Словом, передо мной стояли задачи вывести сферу медиа на новый уровень.

ПО СЛЕДАМ КАРФАГЕНА

— Теперь, если не возражаете, поговорим о вашей биографии, а потом вернемся к «Шахтеру».
— Пожалуйста.

— Это правда, что ваши родители решили не отдавать вас в детский сад, и дошкольное образование вы получали дома?
— Да, я в сад не ходил. Папа так решил. Я не знаю, какие у него было доводы в пользу того, что я не должен ходить в детский сад. Матушка, к сожалению, ее уже нет, царство ей небесное, была дома со мной. Она обучала меня читать, писать, другим полезным вещам, водила меня на прогулки. Не скажу, что я был разочарован такой постановкой вопроса, мне очень нравилось быть дома. Правда, перед тем, как идти в школу был небольшой стресс и барьер, что нужно уходить из дому. Но я быстро оброс друзьями и это прошло. 

— После школы вы закончили исторический факультет Донецкого университета. А почему выбрали истфак?
— Это своеобразный момент в моей жизни. В среднем школьном возрасте у меня была идея, что я страшно хочу быть археологом.

— Очень романтичное было желание.
— Нечеловечески! Это только потом я понял, насколько адская эта работа. Отец приехал из Туниса и привез с раскопок Карфагена две подлинные амфоры. Ему подарили их французские археологи только потому, что он первый из иностранцев, который подошел и спросил: «А что у вас здесь?». А они ответили: «Карфаген!». И вот, когда он привез две эти маленькие амфоры для благовоний, у меня случился «взрыв» в мозгу, потому что этим амфорам страшно подумать, сколько лет, а они прекрасно сохранились. И у меня «сорвало крышу»! Я подумал, что это то, чем стоит заниматься.

Потом пришло понимание, что это кто-то раскапывает Карфаген, а я буду раскапывать скифские курганы. И несколько курганов я раскапывал, учась на истфаке. Это страшно адская работа, у которой научный и творческий выхлоп минимален. И знаете, где раскапывали курганы? Не там, где могут быть сокровища, а там, где пройдет трасса или газопровод.

Я не стал археологом, но очень рад, что учился на истфаке. Поскольку это некое подобие классического образования, которое не помешает вообще любому человеку.

НАБОР ЦЕННОСТЕЙ

— Тем не менее, вы несколько лет преподавали историю?
— Да, я преподавал историю два полных учебных года в училище Олимпийского резерва. Это был интересный опыт. Среди моих учеников были очень приличные спортсмены. В моем классном журнале мелькнула Лилия Подкопаева, которая тогда была в 5 классе. Я потом ей об этом сказал, когда мы уже сдружились. Помню, она появилась в училище в смешной дутой куртке розового цвета. Она уже тогда была большой спортсменкой. Я просил: «Кто это?». А мне учителя: «Ооо, это Подкопаева! У нее сумасшедшая перспектива, вот увидишь». И через какое-то время она стала олимпийской чемпионкой. Из футболистов моим учеником был Володя Яксманицкий. Твердую четверку по истории он имел.

— Вы говорили, что отец оказал на вас большое влияние. Что он вас многому научил и ненавязчиво предложил набор ценностей, которые вы и сейчас считаете главными в жизни. Какие это ценности?
— Да, и сейчас я под этими словами готов подписаться. Отец всегда достойно жил, и, глядя на него, я просто не знал, что можно поступать иначе. Ну, какие это ценности? Делай, что должен, будь что будет. Работа и служебный долг превыше всего. Если дал слово, то это важнее любых подписанных документов, потому что слово мужика – нерушимо. Или, например, как сегодня, если встреча назначена на 14:00, я не могу прийти в 14:01, потому что это будет неуважением к вам. Это будет означить,  что я не уважаю вас, не уважаю себя и наше время. Еще я считаю, что любой мужчина должен пройти через армию. И очень жаль, что уже выросло два поколения, которые не служили.

— Ваше первое место работы в качестве журналиста – газета «Весть». Затем были «Салон Дона и Баса»,«Теленеделя», «Футбол» и «Комсомольская правда». Все верно?
— В «Футболе» в штате я никогда не работал, писал туда просто, как приглашенный автор. Зарабатывал деньги в «Теленеделе» и «Комсомолке», а если говорить о газетах, с которыми я просто сотрудничал, то это практически все газеты Донецка, Киева, кое-что было в Москве.

«РЕМЕСЛО» ПОДБИРАТЬ СИНОНИМЫ

— Ваши принципы в работе менялись со временем?
— Наверное, я просто обрастал опытом. А принципы журналистки элементарны. У любого материала один критерий: интересно — не интересно.

— Как считаете, журналистика – это искусство или ремесло?
— Журналистика – это искусство подбирать синонимы.

— Все-таки искусство?
— На самом деле, конечно, журналистика – это ремесло. Есть пара десятков ремесленников, которые поднимают журналистику на уровень искусства, но, в общем-то, это ремесло.

— Есть ли человек, которого Вы считаете своим учителем в журналистике?
— У меня, наверное, коллективный учитель. Это редакция газеты «Весть», моя первая редакция. Мне очень жаль, что эта газета так мало просуществовала. На тот момент, а это 1994 год, это была самая передовая газета в регионе. Первая газета с компьютерной версткой. Я в 5 вечера мог позвонить по телефонному аппарату, поскольку мобильных еще не было, и сообщить новость, а утром – это уже на полосе, и мы – раньше всех. Коллектив, который работал в этой газете, я считаю, это лучший журналистский коллектив, который когда-либо был собран в Донецке. Это Женя Ясенов, Олег Измайлов, редактор Минин Юрий Иванович, Сергей Голоха, Игорь Галкин, Саша Кучинский. Позже подошел Игорь Гужва, нынешний редактор газеты «Сегодня», и Саша Тимошенко. Там были собраны уникальные журналистские перья.

ПАРФЕНОВ И БУБКА

— В каждой профессии есть выдающиеся люди, которые своим трудом меняют профессию. Кто для вас является такой фигурой в журналистике?
— С ходу назову Парфенова! Мне очень нравится все, что он делает. Более того, все, что делает Парфенов, даже если это будет передача о кулинарии или о том, как насадить мормышку на крючок, я все равно буду смотреть, потому что это талантливо. Это неожиданные подходы, интересный, вкусный и сочный язык. Ну и технологии задействованы сумасшедшие. Я думаю, далеко не каждый может себе позволить использовать эти технологии. Но зато на выходе имеем продукт, который в корне отличается от всего другого.

— Полагаю, вы взяли сотни, если не тысячи интервью. Кто из собеседников произвел наиболее сильное впечатление?
— На самом деле, интересных людей очень много. Запомнилось интервью с Сергеем Бубкой, когда он еще был действующим спортсменом. Получил огроменное удовольствие, когда общался с Виктором Грачевым. Я даже считаю, что стоило бы, если бы было время, писать о нем книгу, основываясь просто на том, что он рассказывает. Не могу не упомянуть своего близкого друга Толю Тимощука. Недавно познакомился с легендарным нападающим тбилисского «Динамо» Ревазом Челебадзе. Общение с ним тоже оставило незабываемые впечатления. А Звягинцев, а Дегтярев… 

— Работая в пресс-службе, вы большое внимание уделяете сайту клуба. Это совсем другая журналистика. В чем ее особенности?
— Сайт очень важен. Это главный рупор клуба. И как официальные документы в стране вступают в силу с момента опубликования с «Урядовом курьере» или «Голосе Украины», так и многие вещи из клубной жизни становятся достоянием общественности и вступают в силу именно с момента опубликования на сайте.

Вот пример. Начинаются слухи, что «Шахтер» кого-то подписывает. Мне сегодня эти слухи не интересны. Это пища и работа для других сайтов. Для вас это тема! Мне важен факт. Когда утрясены все моменты, информация попадает на сайт, а оттуда будет растиражирована по всем СМИ.

Также мы стараемся, чтобы сайт не «засушился», как предполагает формат официального сайта. Мы зачастую публикуем такие вещи, которые не каждый официальный сайт будет давать. И здесь снова работает упомянутый критерий журналистики: интересно — неинтересно.

ГАЗЕТНАЯ СМЕРТЬ

— Какие, на ваш взгляд, перспективы интернет журналистки?
— Интернет журналистика убьет некоторые газеты. Это случится не сегодня, а немного позже. Но уже мы несемся к этому огроменными семимильными шагами. Газета уже для многих далеко не источник свежей информации. Потому что сейчас я с телефона захожу на сайт и вижу самые свежие новости этой секунды. Мне становится тяжело читать газеты, потому что я смотрю на заголовок, и я знаю, что там будет написано. Газета меня может взять только оригинальной подачей. В «Комсомольской правде» я люблю читать путевые заметки Александра Мешкова. Вот его я буду читать что угодно, потому что это оригинально.

И откровенно говоря, тиражи у газет слабые. Вот пример. Газета «Блик» — единственный в стране таблоид. Ну, есть такая отрасль журналистики – таблоиды. Кому-то не нравится, но многим нравится. Бумажная версия закрывается. Недавно закрыли еще и «Салон Дона и Баса». Почему? Догадываюсь, что не окупаются.
Интернет-средства массовой информации будут развиваться. Появилось много разных новоротов. Вот, например, мы сейчас делаем видео-интервью. И какая газета это может сделать? А в то же время рядом будет какой-то текст, который не сможет дать телевидение. И чем дальше, будет круче, круче и круче!

— А интернет не убьет язык?
— Так сейчас и газеты убивают язык. Все собрались и пошли крестовым походом на язык. Сейчас можно перечислить считанные, даже не издания, а авторов, которых читают из-за красивого языка. Но тут важно понимать, что сфера развивается быстро, а кадры вырастать не успевают. Если раньше не так просто было попасть в газету, то сейчас человек приходит с улицы и сразу становится корреспондентом.

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ ЛУЧЕСКУ

— Давайте вернемся к «Шахтеру». Вы много времени проводите с Мирчей Луческу на сборах, в поездках. Наверное, успели неплохо его узнать. Какой он Мистер Луческу?
— Это огромное счастье. Все эти 5,5 лет я все время нахожусь рядом с Луческу. А в самолете я нахожусь у него за спиной.

— Получается, прикрываете спину Луческу?
— Да, прикрываю ему спину. Это очень удобно, потому что, когда нужно что-то уточнить, Луческу просто поворачивается и спрашивает. Или я имею возможность что-то спросить. Луческу это, наверное, самый интересный человек, с которым господь сподобил меня работать. Это настолько неординарная личность, что я признателен судьбе. Это человек тайфун! Человек взрывного темперамента и неожиданных решений. Решение Луческу возникает в тот момент, когда он его начинает формулировать. До этой секунды он еще не знает, что он будет предпринимать.

В таких условиях довольно сложно работать. Потому что здорово бы посмотреть на листике свое расписание на день. У нас это в принципе невозможно. С другой стороны, когда вписываешься в этот ритм, становится безумно интересно.

Был случай, когда в пятницу вечером все знали, что на игру вылетаем в субботу. И тут звонок и через 40 минут я сижу в самолете, и мы взлетаем.

ШУМ, КРИК, ВОЗМУЩЕНИЕ

— Если беседовали с Луческу о каких-то светских вещах, о чем были эти разговоры?
— За столько-то лет, конечно, беседовали. Ну, это были простые мужские разговоры. Например, обсудить сорт виски или о женщинах поговорить. Очень любопытно с ним обсуждать исторические факты. Мистер хорошо знает европейскую и румынскую историю, есть о чем поговорить. Но чаще всего говорим о футболе, футболистах.

Мне как-то Луческу на русском языке сказал: «Знаешь, со мной никто не хочет говорить по-русски. Потому что все в разговоре со мной хотят совершенствовать другие языки. Но и мне нужно совершенствовать русский, поэтому говори со мной по-русски». А потом он добавил, что выучил русский по пресс-обзорам, которые готовит пресс-служба. Для меня это была высочайшая честь. Сейчас он спокойно говорит и читает. И мне безумно приятно, что для этого великого тренера, пресс-служба готовила «учебные пособия».

— Вы писали: «Не люблю, когда Луческу сидит. Обожаю, когда он вскакивает, шумит, возмущается, «пихает» игрокам и, чего уж греха таить, орет на судей». Можете продолжить список?
— Просто Луческу в состоянии покоя – это аномальная ситуация. Я видел, как он спит в самолете, но это очень недолго. Минуту назад он дремал, а уже смотрит какой-то матч, потом взял книгу, сделал выписки. Он человек, постоянно находящийся в движении. Ему вообще нельзя останавливаться. Это для него нехарактерно.

И когда случилась неприятность, Луческу загремел в больницу, у него были проблемы с сердцем, я ездил к нему ежедневно. Я в этот момент ощутил насколько это значимый человек для команды, клуба и всего, что я люблю.

— Получается и для вас?
— И для меня. Я не могу воспринимать Луческу, как товарища из-за разницы в возрасте, но, наверное, это старший товарищ. Я рассказывал ему новости, доносил информацию. И если это был не полноценный рабочий процесс, то была иллюзия рабочего процесса, чтобы его взбодрить. И надо сказать он быстро пошел на поправку.

КНИГА О ЛУЧЕСКУ

— К 75-летию «Шахтера» в клубе готовят к выходу две книги. Первая — авторства Мирчи Луческу, вторая – Андрея Пятова. Не могу не спросить, когда будет книга Руслана Мармазова о Мирче Луческу?
— Наверное, такая книга когда-то будет. Я уже стал выписывать воспоминания и формировать некие главы, но меня сдерживают два момента. Во-первых, нет времени, а такая работа требует самоотречения. Когда нападает вдохновение, ничем другим заниматься не можешь. И еще меня смущает тот момент, что период Луческу, он -  в развитии. Когда-то Луческу уйдет, тогда будет уместно все это суммировать. Уверяю, это не будет каноническая история периода Луческу. Это будут личностные воспоминания. Мне повезло быть и внутри и в середине жизни Луческу, и видел я многое, чего не видел больше никто. Очень надеюсь, что хватит здоровья и творческой потенции сделать эту книгу. Если честно, я даже знаю название книги, но пока не скажу.

— Это уже верный признак того, что книга таки выйдет.
— Я надеюсь!

— В этом году журнал «Шахтер» в четвертый раз, а пресс-служба клуба в третий раз признаются лучшими в Украине. Каково вам получать эти награды не в первый раз?
— Давайте назовем это творческим конкурсом Ассоциации спортивных журналистов Украины. Это, кстати, единственная организация в стране, которая вручает подобные награды. Кроме упомянутых номинаций были и другие номинации, куда входили наши авторы. Что это для меня? Мне очень важно и лестно признание коллег. Потому что журналисты это очень специфическое сообщество людей, где друг о друге доброе говорят редко, а когда говорят, то понимаешь, что что-то удалось сделать. Получать признание не первый раз приятно!

— Вы когда-нибудь коротко для себя формулировали, что для вас значит «Шахтер»?
— Это больше чем хобби, это больше, чем работа. Это моя жизнь. Не знаю, что будет завтра, буду ли я работать в «Шахтере» всю жизнь, то точно знаю, что буду всегда любить «Шахтер». Я недавно вычитал одну фразу, с которой согласился: «Человек может изменить в своей жизни очень многое: паспорт, место жительства, гражданство, религию, национальность…». Нельзя поменять кожу и клуб, я считаю! Во всяком случае, без фатальных последствий.

Добавить комментарий
от имени