Кадры новой базы "Полесья", масштаб развития клубной инфраструктуры за два года и самое главное факт, что это строится в Украине во время войны, поразил УЕФА
Как долговязый неуклюжий паренек превратился в звезду украинского футбола? Почему он решил стать гражданином Украины? Мог ли на его месте оказаться Дмитрий Колдун? Куда пытались сманить юный талант? Как Семин вправлял мозги белорусу? Об этом рассказывает первый тренер Артема Милевского — Николай Николаевич Волков, сумевший найти даровитого мальчугана в одной из минских школ.
«Среди моих воспитанников — Рындюк, Коваленок и Милевский»
«Я родом из города Быхова, что в Могилевской области. Из нашего города много тренеров вышло — Костюков, Сиваков, Малеев. Вот и я там начинал свою тренерскую карьеру. Окончил Могилевский пединститут — военно-спортивное отделение, затем вернулся домой. Сначала работал в обычной школе, а потом во время одной из областных проверок меня заметили и предложили работать тренером в местной спортивной школе. Потом я в Днепропетровске тренировал. И уже только после этого перебрался в минскую «Смену».
За свою карьеру я со многими тренерами повидался, и у каждого старался чему-то научиться. Везде, где бы ни был, искал талантливых ребят, выделявшихся из общей массы. Поэтому, наверное, и попал из маленького городишка в Минск. В занятиях со спортсменами я больше внимания уделял не физической подготовке, а технике. В принципе, способных и талантливых детей тогда было много. А среди моих воспитанников я бы особо выделил Макарова, Коваленка, Рындюка и, конечно, Артема Милевского».
«Мои учителя предупреждали: если будешь с детьми на разных языках говорить (в прямом и в переносном смыслах), ничего у тебя не получится. Поэтому знать их жаргон полезно. Вот и мне приходилось их слушать внимательно, изучать, как они разговаривают, чтобы потом быть в состоянии донести нужную информацию. Как прочту им лекцию иногда на их же жаргоне перед или во время тренировки, так они все сразу понимают. Им и веселее становится, и доверия к тебе больше. Тогда дети видят, что ты с ними на равных общаешься, а не сверху вниз. Это очень важно».
«Детей 85-го года я набирал по всему городу: ходил по школам, смотрел, кто как играет. Меня часто спрашивали: «Ты зачем это делаешь? Думаешь, суперзвезду найдешь? Хорош уже дурака валять!». Думали, наверное: «Вот клоун какой-то». А у меня принцип такой. Я работаю с командой только тогда, когда вижу, что из нее что-нибудь получится, что есть в этих людях определенная изюминка. Мне нужно, чтобы игроки были личностями, имели яркие индивидуальные качества. Я вот таких ребят искал.
И вот пришел я в одну школу. Там женщина одна тренировала: дети играли в баскетбол. Я на их игру посмотрел внимательно, и вижу, что там один мальчик очень высокий довольно здорово по полю перемещается, позицию правильно выбирает, в общем, игрок хороший. Я тренеру говорю: «Вот этот парень мне подходит. То, что надо». Она в ответ: «Да ты что? Он же неуклюжий, длинный, как он вообще в футбол играть будет?». А мне чутье подсказывало, что толк от него обязательно выйдет. Это сейчас я бы этой женщине-тренеру рассказал, что высокие дети в раннем возрасте все неуклюжие, а потом из них отличные игроки получаются, просто они «созревают» дольше. Короче говоря, записал я этого парнишку к себе в секцию. Так мы и начали с Артемом работать. Кстати, среди этих парней, что в баскетбол играли, был и Дима Колдун. Заметь я его тогда, и играл бы он, может, сейчас на высоком уровне :)»
«На первую тренировку Артема привела мама. С него сначала смеялись все. Он же очень высокий был, поэтому координации ему не хватало. А я все время на ловкость упор делал. И поэтому он на фоне других детей неуклюже смотрелся. Но со временем все образовалось, и игра у него пошла. Когда я в первый раз повез детей на турнир в Питер, он вышел на замену в первом матче и сразу забил. И в следующем матче такая же история повторилась. Короче, стал он тогда лучшим бомбардиром на турнире. И после этого он в основе стал постоянно играть»
«Среди сверстников Артем выделялся не только отличными физическими данными, но и характером. У него была не столько жесткость, сколько жажда постоянно учиться. Иногда он просто стоял и смотрел, как старшие ребята какие-либо упражнения выполняют, повторить пытался. Это качество ему очень в дальнейшем помогло.
Он же всегда лидером был, все время и везде хотел быть первым, но друзей у него было много. Если он видел, что кто-то в команде валяет дурака, то мог не только сказать и объяснить, но и пинка дать. Иногда на него родители этих «жертв» ругались. Но я им говорил: вы придите на тренировку и посмотрите, как ваши чада занимаются, а потом говорить будете. И бывало, что потом эти родители извинения приносили и мне, и Артему».
«С учебой у него проблем никогда не было. Он сначала вообще без троек учился. Позже, конечно, небольшие вопросы возникали, однако серьезного ничего не было. Родители за ним смотрели всегда. Если что не так, я всегда мог с ними поговорить. Они хотели, чтоб их сын образованным вырос, думающим человеком. Один раз был период, что стал Артем плохо учиться, так мать перестала его на тренировки пускать. Пришлось ему оценки подтягивать».
«Когда мы уже позже по разным странам на соревнования ездили, Артема везде отмечали. Говорили, что он — талант огромнейший. И его карьера очень напоминала мне тогда путь Коли Рындюка, который до конца раскрыться не смог. Ситуация какая была: приезжали люди на тренировки, смотрели, отбирали лучших ребят. Самим ребятам деньги предлагали, а для них в раннем возрасте деньги так вообще хуже яда, особенно для тех, у кого семьи небогатые были. А эти люди потом с родителями парнишек договаривались, и забирали детей в свои школы. Вот так я ничего не получил за ребят, которые 78-го года были.
И с Артемом начало такое повторяться. По приезде с турнира из Москвы в 1999 году из России приехал человек, который попытался в обход меня договориться с родителями о переходе его в одну из московских футбольных академий. Обхаживать Артема начали. У него характер изменился, со мной стал пререкаться, с родителями спорить. Его отец, конечно, потом заметил, что после школы к сыну какой-то незнакомый человек подходит, прогнал его. Вот мы с отцом Артема и решили, что надо его куда-то вывезти, чтоб талант не загубить. А тут как раз последовало замечательное предложения от знаменитого тренера Павла Яковенко из киевского «Динамо». Киевляне замечательные условия игрокам предоставляли, тренеры у них высококлассные, да и компенсацию предложили достойную. Так Артем переехал в Киев».
«С чего вообще все началось? Он домой когда в первый раз приехал, так его избили какие-то отморозки. И повторялось такое неоднократно. Даже когда в школу свою пришел, и там на него напали. Он меня спрашивает: «Что я плохого сделал, что на меня тут постоянно набрасываются?». И потом он мне заявил: «Знаете, не хочу я больше сюда приезжать. Зачем? Там меня уважают, отношение у всех хорошее, принимают, как своего». Я ему пытался объяснить, что дураков везде хватает, даже накричал на него немного. Потом, правда, остыл, извинился. Теперь я считаю, что он правильно поступает. Раз мы не можем обеспечить развитие своих талантов и хотя бы защитить их от всяких подонков, то мы не должны их удерживать, чтобы они не стали такими же. А после этих случаев Артем с пистолетом домой приехал. Это все и повлияло на его решение принять украинское гражданство».
«Когда у Артема были проблемы в Киеве с этими гулянками, то я сначала успокоиться все не мог. Думал, что делать. Приезжал пару раз. Разговаривал. Он же меня уважает, прислушивается. Сейчас иногда по телефону общаемся. Первое время я ему вообще звонил и напрямую говорил, что у него так, и что не так. Я даже хотел с ребятами киевскими договориться, чтоб они плохие компании от него отвадили. Но Артем со временем образумился. И большая роль в этом принадлежит Юрию Палычу Семину.
Этот человек быстро разобрался, что к чему. И именно он Артема вернул на уровень, к дисциплине возвратил. Он за загулы жестко наказывал. И Артему штраф в 100 тысяч долларов вписал. Говорит: «Есть деньги на гулянки, так найдешь и за штраф расплатиться. Чтоб завтра деньги были». Короче, нашлись в городе поклонники его таланта, заплатили. Потом он частями с каждой зарплаты рассчитывался. И Семин ему говорит потом: «Я вижу, что ты команду любишь, играть хочешь. Так чего тогда дурью маешься? Не понимаешь, что ли, к чему все эти пьянки приводят?». В общем, вразумил он Артема здорово. Артем сам рассказывал, какая при Семине в команде атмосфера — все друг к другу замечательно относятся, уважают всех. У такой команды и результат есть».
«Проблем у нас, конечно, хватает. Хорошие условия для занятий есть только в паре-тройке школ, где денег не жалеют. А остальные, как в каменном веке. Вон, в Киеве у рядовых тренеров зарплата 3 тысячи долларов, а я в школе «Орбита» 400 тысяч получал. Вот и говори потом об уровне. Если тренеры верхнего звена еще нормально зарабатывают, то тем, кто с детьми занимается, приходится туго. Хотя и при такой ситуации общий уровень футбола умудряется идти вверх. Но с другой стороны, у нас пока только БАТЭ что-то внятное показывает. Поэтому, как мне кажется, нашему футболу не хватает профессионализма на всех уровнях. Начиная от детских школ и заканчивая руководством клубов».