Кадры новой базы "Полесья", масштаб развития клубной инфраструктуры за два года и самое главное факт, что это строится в Украине во время войны, поразил УЕФА
Лучшие европейские арбитры провели последний сбор перед Евро-2012. За месяц до начала турнира судьи, которые будут работать на матчах, собрались на семинар в Варшаве. Чтобы выяснить, что они там делали и о чем говорили, "Экспресс" позвонил экс-арбитру ФИФА словаку Любошу Михелу. Он дважды судил финальные части Евро (2004-го 2008-го), а также работал на Мундиале 2006 года.
- Любош, о чем говорится на таких семинарах арбитров?
- Самое главное здесь - проверить физическую форму арбитров и найти согласие в тактических моментах. Арбитру показывают разные видеофрагменты, а куратор, Пьерлуиджи Коллина, комментирует их, чтобы все понимали, чего от них требуют на официальных играх и одинаково трактовали правила.
На таких собраниях традиционно повторяют: на Евро собираются 16 футбольных команд, каждая из них хочет стать чемпионом. Но есть еще одна - 17-я команда арбитров, которая тоже хочет выиграть этот чемпионат. И ее главный трофей - чтобы о ней никто не говорил. (Улыбается).
- Сколько времени длятся такие семинары?
- Примерно три дня. Один идет на физическую подготовку, второй - на тактическую, а третий день посвящают организационным вопросам. На этом Евро арбитры будут базироваться в Варшаве и именно из этого города отправляться на матчи.
Когда Евро проходило в Голландии и Бельгии, то там на все матчи бригады добирались машиной, потому что расстоянии небольшие. А теперь на игры придется летать, поэтому судьям рассказывают все о маршрутах, кто их будет встречать, где будут проходить эти встречи ...
- Судьи летают обычными рейсовыми самолетами?
- Да, но только бизнес-классом. И вещь здесь не в роскоши. Просто имея в кармане билет бизнес-класса, пассажир получает стопроцентную гарантию, что даже при задержке или отмене рейса его все равно вовремя доставят в нужное ему место.
У меня когда-то случилась неприятность с проездом на игру. Это было в 1993 году. Я обслуживал матч молодежных сборных Молдовы и Германии, а курьер назвал мне неправильное время отправки самолета из Вены в Кишинев. Самолет вылетал в 11.30, а мне сказали, что в 13.30. и когда я прибыл в аэропорт, мой самолет уже был в небе. Из-за того, что я не прилетел, игру команд перенесли на следующий день! На Евро такого допустить нельзя.
- На период чемпионатов такого уровня арбитров полностью изолируют от внешнего мира?
- Судьи приезжают не в отпуск, а работать. Каждый знает, что утром есть общая тренировка, на которую следует прийти со свежей головой. А вечером нас никто не запирает в номерах. Можно выйти и прогуляться в городе.
Относительно мер безопасности, то в каждой стране они разные. Арбитров обычно поселяют в спокойном месте, как можно дальше от шума. В гостинице есть своя охрана, добавляют в нее еще несколько человек, которые следят, чтобы в холле не собирались толпы болельщиков и после 23 часов было тихо, потому что судьям следует выспаться. Нас отгораживают от шума и эмоций. Но делают это непринужденно.
- Как оплачивают арбитра работу на Евро?
- УЕФА работает по двум схемам. Или платят суточные, то есть фиксированная сумма за каждый проведенный день на чемпионате, или премиальные за количество проведенных матчей. Во всяком случае еще не было такого, чтобы арбитры остались недовольны.
Вы возьмите любую из 16 команд на Евро-2012 и поставьте им один вопрос - готовы они обменять все обещанные им бонусы на титул чемпиона Европы? И, поверьте, все откажутся от денег! Арбитры поступят так же, потому что возможность поработать на Евро - это признание, престиж и уровень. Такие вещи не измеряются деньгами.