Цитата дня

АЛЕКСАНДР АЛИЕВ

Мы с Милевским зарядили 200 долларов на матч Украины с Албанией, тотал больше 2.5, и по 100 экспресс на другие матчи (тотал больше 1.5). И все зашло. Курочка по зернышку клюет

Главная / Интервью / Александр Ярославский: "Чем гордиться Харькову, кроме "Металлиста"?
27.02.2012, 14:14

Президент харьковского футбольного клуба «Металлист» Александр Ярославский рассказал о подготовке инфраструктурных объектов Евро-2012 в Харькове, сотрудничестве с УЕФА и о своих взаимоотношениях с властями и приоритетах в развитии бизнеса в контексте последних событий в еврозоне. А также о своем любимом детище, «Металлисте».

- Александр Владиленович, конечно, хотелось первоначально начать разговор с цифр. Но нельзя обойти вниманием вышедший в Польше документальный фильм о Вас с весьма комплиментарным названием «Король Харькова». Как эта идея вообще возникла, и насколько она эффективно реализовалась по Вашему мнению?

- Идея это не моя, а польского телевидения. Для меня это было, с одной стороны, новым опытом, а, с другой стороны, я подумал, а почему бы нет? Люди приезжают и говорят: мы не знаем, что такое Харьков! Ведь не все знают, что есть Украина, и почти никто не знал до последнего времени, что есть Харьков. Промоушен объектов Евро-2012 и города необходимо было делать с первого дня, как только Харьков стал принимающим городом. А сейчас ситуацию приходится как-то выравнивать. Так что, думаю, фильм, о котором Вы говорите, отчасти, является спасительной соломинкой. Хоть сейчас в Европе смогут увидеть, что же представляет из себя Харьков. В фильме показываются все основные объекты, которые задействованы в Евро-2012, и в Польше его посмотрело более двух миллионов человек.

- А как Вам само название «Король Харькова». Ощущаете себя некоронованным королем?

- Единственный король Харькова у нас - «Металлист», а мы все его придворные.

- Как Вы сами говорили во время нашего последнего общения, Ваши объекты составляют 80% от всех инфраструктурных объектов, которые готовятся к Евро-2012 в Харькове. За 100 дней до Евро-2012 Вы уже можете сказать, насколько они будут эффективно использованы, с точки зрения возврата финансов?

- Окупаемость гостиницы (Ред. - пятизвездочный отель Kharkiv Palace на пл. Свободы) составит только по самым приблизительным подсчетам 12 лет. Аэропорта (Ред. - три терминала Международного аэропорта «Харьков» и прилегающая территория) -17-20 лет. Никогда не окупятся: стадион (реконструкция стадиона «Металлист» - частно-государственное партнерство 30 % на 70 %); база (реконструкция учебно-тренировочной базы ФК «Металлист»); академия (Ред. - Детская футбольная академия - она же волонтерский центр УЕФА в Харькове). Но это если говорить о деньгах. Если говорить об удовольствии и радости харьковчан - это бесценно. И я даже примерно еще не думал над тем, как возвращать деньги. Пять лет я буквально 24 часа в сутки жил на своих объектах.

Мы общались с вами осенью прошлого года, когда приезжал операционный директор УЕФА Мартин Каллен. Тогда фактически были только фундамент и 2-3 этажа Kharkiv Palace и мы подписывали договор, что штаб-квартира УЕФА в Харькове будет на время размещаться именно в этой гостинице. В УЕФА мне поверили и не ошиблись - отель получился лучший из новых в Европе. Я был три дня назад в Париже и зашел в новый отель системы Mandarine - Santa Marina. Так Kharkiv Palace вполне может поспорить с ним - и по роскоши, и по комфорту. Я не говорю о таких отелях, как Ritz, но среди именно современных, убежден, Kharkiv Palace - лучший.

- Вы разделяете пессимистические прогнозы, что многие болельщики предпочтут посещать украинские матчи в основном по схеме аэропорт-стадион-аэропорт? Сколько может приехать болельщиков в Харьков, если учесть, что вице-премьер Борис Колесников говорил в РБК-Украина о цифре в 950 тыс. - 1,1  млн  болельщиков?

- Чем больше приедет - тем лучше. Как сказал мне на жеребьевке Президент УЕФА Мишель Платини,такие матчи, как будут проходить в Харькове (у нас играют Германия, Нидерланды, Дания, Португалия), - это реальный чемпионат Европы. О таком можно было только мечтать.

- Получается странная ситуация, что вся информация о строящихся объектах идет в основном от Вас. О делах городских властей мы узнаем опосредовано, когда замглавы ХОГА Юрий Сапронов сообщает, что Харьков потратил на подготовку к Евро-2012 10,397 млрд грн, из которых 10% - из городского бюджета. При этом УЕФА называет общую сумму подготовки Харькова на уровне 8 млрд грн.

- Я не могу комментировать заявления областной власти, могу говорить только о своих вложениях. На сегодняшний день лично мной потрачено 300 млн долл., плюс-минус 10 млн.

- Готов ли стадион к приему матчей Евро-2012?

- Стадион полноценно работает - тут играет «Металлист», играет национальная сборная, проводятся матчи Лиги Европы. Но! Как объект Евро-2012 он не будет принят УЕФА, пока не будут дофинансированы 9 млн грн из городского бюджета, 16 млн грн из областного и 21 млн грн из государственного.

- А аэропорт полностью сдан?

- Не совсем. По аэродромному комплексу осталось работ на 394 млн грн. По срокам они должны быть закончены, как обещало правительство, в марте-апреле этого года.

- Уже почти март. Кроме того, чтобы окупить аэропорт, нужен соответствующий пассажиропоток и количество рейсов. Каким Вы видите механизм реализации данной задачи?

- Механизм простой - утречком рано встал, сел на машину, поехал на работу и занимаешься созданием механизма. Отправил Владимира Васильченко (Ред. - гендиректор компании «Нью Системс АМ», оператора Международного аэропорта «Харьков») в Польшу, договариваться с польской авиакомпанией LOT, в Германию - к представителям Lufthanza.

Нужны контакты с авиакомпаниями, чтобы представить свой продукт и помочь обеспечить им пассажиропоток. Этим мы в данный момент и занимаемся. Например, кроме авиакомпаний, мы еще работаем с  посольствами и их отделами, которые занимаются визовым режимом, чтобы видеть сколько пассажиров летает через Харьков.

- Какой до конца года план по пассажироперевозкам?

- Сегодня поток - 400 тыс. До конца года планируем выйти на 600 тыс., а к концу 2016 г. - на 1,5 млн пассажиров.

- Насколько сложно договариваться с зарубежными авиакомпаниями, учитывая, что внутренний рынок фактически поделен между двумя участниками?

- Иностранные авиаперевозчики - прежде всего, люди бизнеса и прекрасно видят перспективу. Бизнес-план нам делала известная австрийская Airport Consulting Vienna. Она очертила объем потенциальных пассажиров в размере 4,5 млн. Если мы выберем 1,5 млн, то есть 30%  от этого количества - это будет бешеный успех.

- Какой будет ценовая политика в Харьковском аэропорту?

- Среднерыночные цены.

- Ключевую роль в авиаперевозках играет вопрос наличия топлива. Как вы будете решать этот вопрос, это будут прямые поставки из России?

- Неважно, главное, чтобы топливо в аэропорту было. А оно будет, гарантирую, что проблем с топливом не возникнет. Вас же интересует результат в конечном счете, а не тот как я это топливо довезу?

- Всегда интересен механизм решения данной конкретной задачи...

- Я же не могу вам рассказать все рабочие моменты. Главное, чтобы аэропорт обеспечивал необходимый уровень сервиса за соответствующую цену. Один товарищ мне недавно рассказал, что пришел в VIP-терминал нашего аэропорта и далее совершенно ни о чем не беспокоился, даже к багажу не прикоснулся. А в Москве, в VIP-терминале за 300 долл. ему пришлось самому тащить свой чемодан. Значит, он расскажет о нас - и будут летать через Харьков.

- Вопросы по строительству объектов к Евро-2012 практически закрыты. Настала очередь выстраивания эффективного операционного механизма.

- Мы сейчас этим очень плотно занимаемся. УЕФА нам выделил специалиста, с которым мы состыковываем технологические моменты по аэропорту. Ждем аналогичного специалиста от УЕФА по стадиону. По базе все понятно, по гостинице - тоже.

- Кроме Евро-2012, какие у Вас еще конкретные планы на ближайшее время?

- Заниматься бизнесом.

- В контексте последних событий в еврозоне, какие направления в бизнесе для Вас сейчас будут в приоритете?

- Я раньше говорил, что мне интересны любые приоритеты, где я заработаю. Сейчас скажу так: интересны те, где не потеряю. Честно, к приоритетам нужно относиться осторожно, да и становится их все меньше и меньше. И, если вчера я был очень осторожен, то сегодня я свою осторожность утроил.

После «фуршета» 2000-2007 годов пришла расплата - «чек» еще лезет из кассового аппарата и и никто не знает, когда это закончится. При этом продолжают совершать покупки в надежде, что когда-нибудь это как-то оправдается. Но не оправдывается - побеждает кассовый аппарат.

- Возвращаясь к теме Евро-2012. У многих складывается устойчивое впечатление о конфликте между Вами и властями Харькова. В чем его суть?

- Нет никакого конфликта. Помните, в «12 стульях» Ильфа и Петрова - заметка в газете, где сказано, что Бендер, попав под лошадь, отделался легким испугом, а Бендер гневно говорит, что это лошадь отделалась легким испугом? Вот так и у меня (смеется).

- Этот год - год выборов в Верховную Раду. Каким образом Вы намерены принять участие в этом процессе - будете избираться сами или кого-то поддержите? И устраивает ли Вас, то, что происходит сейчас в стране?

- Сам я избираться не буду. У нас есть Президент, избранный народом. Я тоже за него голосовал. И, поскольку я живу и работаю здесь, поддерживаю курс Президента. Если бы не нравилось - всегда можно уехать. Меня все устраивает. В мелкие детали не вдаюсь, поскольку нигде не бывает идеально и совершенно правильно. Масса минусов есть и в Швейцарии, и в Штатах, и в Англии. Главное - собрать все плюсы и минусы, посмотреть - чего больше. Для меня здесь плюсов больше.

- А нынешний мэр Харькова, все же, для Вас плюс или минус?

- Не минус, не плюс, а что-то ближе к нулю...

- И Вы намерены просто наблюдать за тем, как этот нуль влияет на жизнь вашего города или все же намерены как-то влиять, в том числе - через политические процессы?

- Политикой заниматься я не буду. Я просто считаю: человек, который на выборах набрал 0%  голосов, не может быть мэром. Результаты моей работы вы видите. Пусть мэр покажет, что он сделал. Я вижу: у него есть отель «Националь», который напоминает «Трактиръ на проспекте Ленина». Он занимается Сумским рынком -  а там уже деревья небо подпирают. То есть, я не вижу не одного обьекта, который бы сделал этот человек своими руками и за свои личные деньги. Дороги в городе построены за бюджетные средства - то есть за наши с вами деньги.

Пусть люди посмотрят на все это и определят меру компетентности мэра. Человек не может присвоить себе ни пост мэра, ни титул «отца города». Это решают горожане, которым не так уже важно, кто там в Баден-Бадене отдыхает, а кто - в Ницце. Людям важнее прийти в хорошую гостиницу попить чаю, сходить на стадион, с комфортом вылететь из нового аэропорта. Жизнь же в этом.

- Александр Владиленович, как известно, в Украине футбол пока так и не стал прибыльным бизнесом, и даже фактор Евро-2012 вряд ли сможет изменить эту ситуацию. Но информация о том, что самый состоятельный украинский футбольный клуб ФК «Шахтер» закончил 2011 г. с убытком 672,094 млн грн, вызвала оторопь. Какие убытки, по сравнению с прошлым годом у «Металлиста»?

- Финансовые расходы на «Металлист» - это, фактически, и есть убытки. Речь идет о сумме в 30-35 млн долл. в год.

- Понятно, что пока «Металлист» не выйдет в Лигу чемпионов, о серьезных доходах говорить сложно. Поскольку опять же в финансовом плане Лига Европы Вам особых дивидендов не приносит.

- Приносит, конечно. Как не приносит? Но, как приносит, так и обязывает покупать более дорогих футболистов, чтобы более успешно в ее рамках выступать. То есть, это бег за собственным хвостом. Точно так же, как и Лига Чемпионов.

- Сколько «Металлист» заработал на сегодняшний день (общение происходило накануне ответного матча с «Зальцбургом»)?

- Порядка 3 млн евро за этот еврокубковый сезон.

- Нельзя не затронуть тему лимита. В Лиге Европы команда с большим запасом обыгрывает «Зальцбург», оставивший за бортом плей-офф ПСЖ, который изрядно разбогател после прихода шейхских денег. Но бороться за выход в Лигу Чемпионов команда, громившая австрийцев, не может по причине обязательного лимита на легионеров (на поле одновременно могут находиться до семи легионеров и как минимум четыре украинца, а не так давно отклонили предложение увеличить их число до пяти). При этом, цены на украинских игроков явно завышены. Как Вы видите механизм выхода из данной ситуации? Есть шансы договориться с остальными президентами клубов, входящих в Премьер-Лигу, чтобы ограничить максимальную наценку на украинских игроков?

- Как можно договориться, чтобы не поднимали цены на украинских игроков?! Поэтому и просят столько, сколько они не стоят... Скажем, если Безус - 5 млн евро, то Тайсон тогда что, 500 млн евро должен стоить?!

- А уже есть предложения?

- Нет. Но когда вы сейчас говорите об украинских футболистах, где цена не соответствует качеству - это факт.

- Сколько стоит сегодня качественный украинский игрок?

- Качественный - 500 тыс. евро, очень качественный - 1 млн евро, не больше.

- А он стоит порядка 3-5 млн евро.

- За Голодюка просили 15 млн евро. Но кто его купит за 15 млн. евро? Где Голодюк и где 15 млн евро? Если Голодюк - 15 млн евро, тогда Тайсон 15 млрд евро должен стоить?!

- И что остается делать: раз лимит существует - договариваться и покупать дешевле?

- Остается только работать - да и все. Мне такие правила задали, есть лимит, я в нем и живу. Я никуда не пишу ни писем, ни обращений, ни просьб, ни заявлений - ничего. Работаю в этом формате - и все. И как жизнь показывает, вроде бы неплохо.

- А украинские игроки, на них сильно влияет завышенная стоимость?

- Это надо у них спросить, не знаю. На наших не влияет. Ни на Валяева, ни на Шелаева, ни на Пшеничнных. Хорошие ребята, добротные украинские футболисты. Эдмар хороший украинский футболист, Девич, прекрасный украинский футболист, Дышленкович. Я за них очень рад.

- По Вашим прогнозам, когда «Металлист» будет готов бороться за чемпионство?

- Я вам честно скажу - неблагодарное это дело, делать такие прогнозы.

- Но есть же такая мечта?

- Конечно, я всегда говорил, что у меня есть мечта - стать чемпионами.

- То есть, Вы хотите чемпионства, но своим путем? И россыпи раскрученных, брендированных звезд в ближайшие годы в «Металлисте» не будет? Как Вы вообще относитесь к такого рода проектам как «Анжи», когда тому же Гусу Хиддинку положили 15 млн. евро за 1,5 года? Насколько в нынешней ситуации, в том числе - учитывая финансовый кризис, эти проекты могут быть успешными?

- У Сулеймана Керимова есть деньги, и как он ими распоряжается - его личное дело. Я никак не хочу это комментировать

- Но Вы не собираетесь в ближайшем будущем, таких мегаигроков привозить как Это`о и т.д.? Игроков которые уже сформировали свой бренд за которых нужно переплачивать, что б они сюда приехали?

- Это`о, может, и поехал бы к нам за огромные деньги. Но это не путь «Металлиста». И, откровенно говоря, не вижу в этом смысла. Для себя.

- А в чем путь «Металлиста»?

- Так, как мы идем, - это и есть путь «Металлиста». Мне вместо клуба досталось одно название - « Металлист». Занялись инфраструктурой, параллельно начали строить команду. Первое впечатление, когда я всех увидел - партизанский отряд. Кто в кедах, кто в сапогах, кто в фуфайке. Потом, когда приехал Маркевич и первый раз пришел на базу (а база была такая, знаете, как завалинка со времен Советского Союза), он сел на кровать, а оттуда выскочила крыса и запрыгнула ему на плечо...

- !?

- Я клянусь - так оно и было.

Туалет был не в конце коридора, а в конце посадки. С лопаткой нужно было ходить, а она одна на всех. И потом мне Красников Женя, наш спортивный директор, сказал: «Вы сейчас уехали, а Маркевич говорит «Ну, шеф мне хоть кровать купит?». Сейчас, конечно, c юмором вспоминается об этом, но тогда...

Так что мы одновременно начали строить все. Построили академию, в которой на сегодняшний день обучается 1000 детей. Их число все время увеличивается и увеличивается, причем порядка 100 детей проживают постоянно. А раньше, вы даже не представляете, насколько все было запущено. Контракты детей продавали, куда угодно. Тренерам главное было 50-60 долл. заработать, чтобы с голода не умереть.

Поэтому академией мы плотно занялись и продолжаем заниматься. Убежден, что без своей школы перспективы нет. Вечно вынужден будешь сидеть на латиноамериканской «игле» и все.

- Когда ждете первые «всходы»?

- У нас есть те же Радченко, Андриевский - ребята весьма неплохие.

- Вы лично посещаете матчи второй команды, дубля?

- Редко, конечно. Если я начну их постоянно посещать, то, думаю, зарабатывать деньги будет некогда. А без денег и «первая команда» закончит выступления (-смеется, - РБК-Украина). Но мне, разумеется, интересно - и периодически я все-таки выбираюсь посмотреть на наших «звездочек».

- Харьков уже ощущает последствия футбольной лихорадки?

- Конечно! Вы даже не представляете, как в Харькове относятся к «Металлисту». Это единственная ценность, которая сегодня есть в Харькове и которой люди гордятся. Болельщики на интернет-форумах просто живут и дышат «Металлистом». У харьковчан появился символ. Помните как раньше на майских демострациях людям выдавали флажки и они шли и гордились этим, испытывая настоящее благоговение? Сейчас происходит что-то похожее. На матче «Металлист-Зальцбург» - февраль, начало в 22.00, присутствовало 30863 болельщика!

Что есть сегодня в Харькове кроме этого? Авиазавод стоит, велозавод давно стоит, «Серп и Молот» - его нет уже. Сказать что у нас там Паваротти есть, или Карерас, или Пласидо Доминго - так тоже нет. Чем гордиться людям? А благодаря «Металлисту» у них появился предмет гордости. Каждый харьковчанин считает, что эта команда его. И правильно делает. Потому что команда - это общественный продукт.

- На наших глазах рождается миф, на котором воспитываются нынешние и будущие поколения харьковчан?

- Не миф - реальность.

- Нет, я имел ввиду, что «Металлист» рождает новую харьковскую ментальность. Своего рода национальную идею идентичности: ««Металлист» - это мы».

- Национальная идея? Да, люди этим живут. Да, сегодня «Металлист» - это мы.

- И Евро-2012 значительно активизировало данный процесс.

-  Уверен, что Евро-2012 дал толчок Украине в развитии и футбола, инфраструктуры и экономики в целом. Я четко вижу это по Харькову.

- Да, а потом выясняется, за какую сумму (630 тыс. грн) были куплены лавочки харьковского метрополитена и наступает прозрение.

- Я не могу это комментировать. Для этого есть соответствующие органы.

- Которые, в свою очередь, подотчетны Минфину и потому, по сути, не работают, не выполняют свои непосредственные, контролирующие функции.

- Это вопрос не ко мне.

- В УЕФА наверное, по-другому посмотрели на Украину за годы нашей подготовки к турниру?

- Думаю, да. Потому что, когда представители УЕФА в первый раз приехали в Харьков, они увидели разруху в аэропорту, туалет через площадь. А потом поехали на стадион... Там, где сейчас детская футбольная академия, было болото, в которое с базара стекала картофельно-капустная жижа. Я тогда увидел на их лицах ироничные улыбки...

Если посчитать единоразово, то в пиковые моменты только на объектах, которыми я занимаюсь, работало до 4 тыс. человек - стадион, аэропорт, база, академия, гостиница. И трудились именно харьковчане, в течение пяти лет. В сентябре прошлого года, когда Мишель Платини открывал VIP-терминал нашего аэропорта, в частной беседе один из членов делегации признал: «Украина - фантастическая страна. Здесь возможно все. Я это вижу на примере Харькова». То есть, Харьков стал примером настоящего, не побоюсь этого слова, стахановского труда.

Добавить комментарий
от имени