Цитата дня

ЕФИМ КОНОПЛЯ

Не считаю, что это серьезно – ставить игру на 6 вечера в регионе, где 80% времени вечером – воздушная тревога, и было понятно еще до игры, что мы скорее всего ее не доигрываем

Главная / Интервью / Александр Ищенко: "Как оценить мою работу, вопрос интересный"
25.12.2011, 12:40

Заслуженный тренер Украины Александр Ищенко руководил командами элитного дивизиона в 205-ти матчах чемпионата - это восьмой показатель среди наставников.

Сейчас же Александр Ищенко возглавляет детскую школу киевского «Динамо» и не скрывает, что получает от этого огромное удовольствие.

- Александр Алексеевич, школа под вашим руководством работает около полугода…

Если быть точным, то организованный учебно-тренировочный процесс начался 1 сентября. Правда, до этого были многочисленные встречи, беседы… С помощью Евгения Котельникова, Владимира Онищенко, технического комитета федерации, комплексной научной группы «Динамо», Центра лицензирования ФФУ была выработана программа, согласно которой и ведутся занятия в школе.

И я надеюсь, что те изменения, которые произошли в организации тренировочного процесса, в подходе к нему, включая и теоретическую подготовку, в итоге выведут нас на новый качественный уровень.

- После почти 30-летней карьеры на профессиональном уровне где вы находите мотивацию при работе с детьми?

Признаться, я и сам не ожидал, что это может меня так увлечь. Если честно, сильно переживал, удастся ли мне после стольких лет в профессиональном футболе вникнуть в суть происходящего, сделать правильные выводы и определить правильные направления в работе с детьми. Но когда я стал просматривать видео тренировочных занятий, изучил многочисленные материалы по подготовке юных футболистов, то понял, что в большом футболе, как в зеркале, отражается то, что происходит здесь во время подготовительного процесса.

И встал вопрос - в чем же мы недо-рабатываем? Почему в команды мастеров приходят игроки со слабой технической оснащенностью? А даже если у них все в порядке с техникой, то где скоростные качества? А ведь все это должно быть связано воедино и нанизано на интеллект футболиста. Ведь именно развитие интеллекта игрока - основной постулат едва ли не всех детских школ ведущих клубов континента. Мне очень понравился тезис, который я услышал во время недавней стажировки в детской школе мадридского «Реала». Там говорят: «Нам не нужны солдаты!» Это лишь подтверждает, что сейчас ставка делается на подготовку думающих исполнителей.

 Надеюсь, что специалисты, которые работают в нашей школе вместе с обновленным процентов на 25 тренерским составом, будут в состоянии улучшить качество подготовки. Я ни в коем случае не хочу сказать, что до этого школа ра-ботала плохо - все же ее воспитанники играют во многих клубах Премьер-лиги, но нам нужно увеличить приток своих воспитанников именно в первую команду «Динамо». И именно это направление в работе школы сейчас является приоритетным.

- Все ли задуманное вам удалось реализовать? Вы планировали привлечь наставников по легкой атлетике, акробатике. Оправдывает ли себя приглашение на тренерские должности футболистов, которые совсем недавно сами выходили на поле?

Чтобы все это оценить, с одной стороны, необходимо время. Возможно, не один год. С другой - с приглашением Николая Кушнирова, тренера по фитнесу, который работал в группе подготовки Инессы Кравец и, кроме всего прочего, отвечал за беговую подготовку, я вижу, с неким интересом к упражнениям, развивающим прежде всего координационные способности, стали относиться молодые футболисты.

И я уже вижу подвижки в этом направлении. Что касается прихода в школу Федорова, Дмитрулина, Беженара, Костюка, то не в последнюю очередь они приглашались еще и для того, чтобы возродить тот динамовский дух, который, чего уж тут лукавить, в последнее время мы начали терять. И молодые ребята должны понимать, что «Динамо» - это великий клуб, давший миру трех обладателей «Золотого мяча». Вот вы спросите сейчас у молодых игроков, кто получал «Золотой мяч»? В первую очередь назовут Месси или Роналдиньо.

И, немного уйдя от темы, скажу: очень здорово, что когда заключался договор об аренде «Динамо» НСК «Олимпийский», президент нашего клуба сказал, что там же будет создан и музей. На мой взгляд, его нужно создавать как можно скорее, и первые же шаги после поступления в школу «Динамо» юные футболисты должны делать там, чтобы по-нимать, в КАКОЙ клуб они пришли, КАКИЕ игроки защищали его цвета и КАК его любили в городе и во всей стране. Ничего не нужно придумывать! На той богатейшей истории, на мой взгляд, можно строить и современную политику клуба - ребята с первых шагов должны понимать, куда они попали и к чему нужно стремиться.

 Что пока не удалось, так это найти тренера по акробатике. Мы просмотрели шесть кандидатов, но, к сожалению, ни один из них не понимал футбольной специфики. Иными словами, мы не смогли найти специалиста, который бы посмотрел на акробатику сквозь призму футбола.

«Мы все свое разрушили, а теперь восхищаемся европой»

- Вы уже сказали, что недавно были в детской школе «Реала». Что для себя отметили? Каковы общие тенденции подготовки, какие есть принципиальные отличия?

Это уже не первая моя поездка за границу - за это отдельное спасибо ФФУ. И, признаться, каждый раз я убеждаюсь, что они вовсю ис-пользуют систему подготовки, которая была в СССР, когда функционировали специализированные футбольные школы, спортинтернаты и т.д. То есть складывается парадоксальная ситуация - тут мы все разрушили, забыли, а теперь с благоговением ездим учиться в Европу. А ведь направленность упражнений, тенденции в организации тре-нировочного процесса и быта, подхода к тренировочным за-нятиям, применяемые там, - все это у нас было!

Я сам занимался в Запорожье в детской школе, и, к сожалению, покойные ныне Борис Васильевич Зозуля и Владимир Федорович Олейник, к примеру, заставляли нас по 100-200 раз бить мячом в одну точку - сначала внутренней стороной стопы, затем - внешней, потом приступали к следующему удару…

Сегодня, например, мы говорим, что голландцы, работающие в «Шахтере», организовали для подготовки блоки различного вида направленности. Так подождите, что же в этом нового? Это те же виды ударов, передач, игровые серии. Только они назвали их блоками, ставят в недельный тренировочный цикл и выдают это за ноу-хау. Так спросите, что думают об этом детские тренеры, поработавшие в СССР? Иное дело, что, повто-рюсь, мы в силу разных причин об этих методиках подзабыли.

Одна из отличительных особенностей в подходе к подготовке футболистов в евро-пейских школах - это то, что они призывают обращать больше внимания не на команду, а на личности. Но в то же время говорят, что должны выжать из каждого игрока не 100% его возможностей, а все 200! При этом на тренировках исполнение технических элементов - ударов, передач и т.д. - должно в обязательном порядке иметь мотивационный характер. То есть я дол-жен быть лучше, моя группа должна быть лучше. Значит, и команда должна выигрывать. Но при этом говорится - результат тут ни при чем. То есть, с одной стороны, нас интересует не тот, кто выигрывает, а тот, кто играет, с другой - везде должна быть мотивация. Согласитесь - парадокс!

К сожалению, за 20 лет независимости нам так и не удалось собрать вместе всех тренеров, обкатавших эти методики на практике, и выработать свою программу подготовки по разным направлениям (различные виды передач, различные виды ударов, в том числе - головой, затем игровые серии, тактические занятия и т.д.). Ведь у нас дошло до того, что выпускники школы не знали, как применять групповой прессинг! Обговорив все эти направления с ведущими специалистами, нужно выработать единую методику, а потом уже каждый вправе экспериментировать.

Но при этом обязательно должна выдерживаться принятая на-правленность, так сказать - генеральная линия подготовки. Сделать это нужно как можно скорее, ведь время неумолимо, и бесценные тренерские кадры уходят из жизни. Вот и наша школа понесла невосполнимую потерю - умер Евгений Рудаков, а ведь это был не только легендарный вратарь, но и великолепный детский тренер. Просто кладезь информации!..

- Несмотря на опыт отечественных наставников, в «Шахтере» детскую школу возглавляют голландцы, в «Днепре» с недавних пор - испанцы. Это объектив-ные реалии или же отчасти и дань моде?

Отвечая на этот вопрос, я прежде всего обратил бы внимание на низкий, вопиюще низкий статус детского тренера у нас в стране. То же, к слову, происходит и со статусом учителей, работающих в общеобразовательных школах. Мы их если и не похоронили, то вот-вот это сделаем. У меня дочь ходит в четвертый класс, и я вижу, что еще лишь отдельные энтузиасты сражаются за ту, без преувеличения, великую педагогику, которая еще совсем недавно была в наших школах.

То же касается и детских тренеров. О чем го-ворить, если мне лично довелось быть свидетелем того, как один из родителей во время тренировки кричал своему ребенку с трибуны: «Не слушай этого придурка! Я ему деньги плачу!» А ведь речь идет об одной из столичных команд! Что же говорить о регионах? Я знаю случаи, когда детские школы вовсе не платят наставникам зарплату - ее собирают родители!

Я уже не раз приводил в качестве примера школу «Оскара» в Бразилии, где все тренеры - чемпионы мира! Все! Понятно, что и отношение к ним соответствующее. Ведь если тренер в форме, он может не только рассказать, но и показать упражнение. Это лишь идет на пользу всей группе, ребята прогрессируют намного быстрее. У нас же дело дошло до того, что в отечественном футболе за мизерную зарплату с детьми порой работают такие, с позволения сказать, специалисты, которые не то что показать не в состоянии, но и теоретического представления о том или ином упражнении не имеют.

- А что вы можете сказать об общем уровне подготовки ребят, которые пополняют вашу школу? Насколько я знаю, вы постоянно выезжаете в регионы в поисках наиболее талантливых мальчишек…

Действительно, мы ведем круглогодичную селекцию. При этом помним о том, что не стоит ставить крест на игроке на каком-то этапе. В той же Испании нам для наглядности показали фотографию, где Иньеста в 14-летнем возрасте стоит рядом с соперником, который на 30 сантиметров выше его.

Понятно, кто на тот момент был в роли зайчонка, а кто - матерого волка. Но прошло пять-шесть лет - и уже вчерашний заяц Иньеста стал охотиться на волков, которые не могут с ним справиться на футбольном поле. Ведь изначальное положение Андреса заставило его стать хитрее, быстрее, агрессивнее оппонентов. А его соперники спустя некоторое время оказались попросту не готовы к такому развитию событий, и в итоге заяц съел волка.

Ну и, говоря о пополнении школы, не стоит забывать о пресловутой гиподинамии. Это бич современных детей, особенно тех, которые растут в больших городах. Испанцы, когда узнали, что у нас в школе есть часть упражнений без мяча, сказали прямо: «Вы впустую тратите время!» Но мы вынуждены компенсировать детям отсутствие должной двигательной активности. Да и испанский климат и питание не сравнимы с нашими. Еще и поэтому мы просим родителей, чтобы дети не замыкались только на футболе, а параллельно посещали и другие спортивные секции – это поможет им в дальнейшем быстрее прогрессировать на футбольном поле.

- А как оценить работу руководителя детской школы?

Вопрос интересный. Я прекрасно помню, как сам возмущался выпускниками футбольных школ, которые приходили ко мне в профессиональные команды. Мол, и то не так, и это не эдак. Сейчас же мне нужно самому готовить ребят… Как оценить нашу работу? Наверное, все же главный показатель - это по-полнение первой команды клуба. И то, что сейчас сразу пять игроков последнего выпуска находятся у нее в резерве, - неплохой, на мой взгляд, результат. Хотелось бы в этом плане более тесного контакта с первой командой.

К примеру, в том же «Металлисте» Радченко, игрок 1994 года рождения, уже пробуется в основном составе. Пусть на пять-семь минут выходит, но какой это стимул для остальных ребят: вот еще вчера он тренировался вместе с нами, а сегодня получает шанс сыграть в «основе». И можно хоть сутки рассказывать остальным о перспективах заиграть в первой команде клуба, но, увидев такой наглядный пример, по-верьте мне, они на тренировках землю будут грызть…

Прессинг, "Команда"

Теги:
Добавить комментарий
от имени