Понимаю, что сейчас все должны учиться. Когда-то немецкий язык учили, сейчас… Это наш родной язык, и каждый должен говорить на украинском языке
Заслуженный тренер Украины Александр Ищенко руководил командами элитного дивизиона в 205-ти матчах чемпионата - это восьмой показатель среди наставников.
Сейчас же Александр Ищенко возглавляет детскую школу киевского «Динамо» и не скрывает, что получает от этого огромное удовольствие.
- Александр Алексеевич, школа под вашим руководством работает около полугода…
- Если быть точным, то организованный учебно-тренировочный процесс начался 1 сентября. Правда, до этого были многочисленные встречи, беседы… С помощью Евгения Котельникова, Владимира Онищенко, технического комитета федерации, комплексной научной группы «Динамо», Центра лицензирования ФФУ была выработана программа, согласно которой и ведутся занятия в школе.
И я надеюсь, что те изменения, которые произошли в организации тренировочного процесса, в подходе к нему, включая и теоретическую подготовку, в итоге выведут нас на новый качественный уровень.
- После почти 30-летней карьеры на профессиональном уровне где вы находите мотивацию при работе с детьми?
- Признаться, я и сам не ожидал, что это может меня так увлечь. Если честно, сильно переживал, удастся ли мне после стольких лет в профессиональном футболе вникнуть в суть происходящего, сделать правильные выводы и определить правильные направления в работе с детьми. Но когда я стал просматривать видео тренировочных занятий, изучил многочисленные материалы по подготовке юных футболистов, то понял, что в большом футболе, как в зеркале, отражается то, что происходит здесь во время подготовительного процесса.
И встал вопрос - в чем же мы недо-рабатываем? Почему в команды мастеров приходят игроки со слабой технической оснащенностью? А даже если у них все в порядке с техникой, то где скоростные качества? А ведь все это должно быть связано воедино и нанизано на интеллект футболиста. Ведь именно развитие интеллекта игрока - основной постулат едва ли не всех детских школ ведущих клубов континента. Мне очень понравился тезис, который я услышал во время недавней стажировки в детской школе мадридского «Реала». Там говорят: «Нам не нужны солдаты!» Это лишь подтверждает, что сейчас ставка делается на подготовку думающих исполнителей.
Надеюсь, что специалисты, которые работают в нашей школе вместе с обновленным процентов на 25 тренерским составом, будут в состоянии улучшить качество подготовки. Я ни в коем случае не хочу сказать, что до этого школа ра-ботала плохо - все же ее воспитанники играют во многих клубах Премьер-лиги, но нам нужно увеличить приток своих воспитанников именно в первую команду «Динамо». И именно это направление в работе школы сейчас является приоритетным.
- Все ли задуманное вам удалось реализовать? Вы планировали привлечь наставников по легкой атлетике, акробатике. Оправдывает ли себя приглашение на тренерские должности футболистов, которые совсем недавно сами выходили на поле?
- Чтобы все это оценить, с одной стороны, необходимо время. Возможно, не один год. С другой - с приглашением Николая Кушнирова, тренера по фитнесу, который работал в группе подготовки Инессы Кравец и, кроме всего прочего, отвечал за беговую подготовку, я вижу, с неким интересом к упражнениям, развивающим прежде всего координационные способности, стали относиться молодые футболисты.
И я уже вижу подвижки в этом направлении. Что касается прихода в школу Федорова, Дмитрулина, Беженара, Костюка, то не в последнюю очередь они приглашались еще и для того, чтобы возродить тот динамовский дух, который, чего уж тут лукавить, в последнее время мы начали терять. И молодые ребята должны понимать, что «Динамо» - это великий клуб, давший миру трех обладателей «Золотого мяча». Вот вы спросите сейчас у молодых игроков, кто получал «Золотой мяч»? В первую очередь назовут Месси или Роналдиньо.
И, немного уйдя от темы, скажу: очень здорово, что когда заключался договор об аренде «Динамо» НСК «Олимпийский», президент нашего клуба сказал, что там же будет создан и музей. На мой взгляд, его нужно создавать как можно скорее, и первые же шаги после поступления в школу «Динамо» юные футболисты должны делать там, чтобы по-нимать, в КАКОЙ клуб они пришли, КАКИЕ игроки защищали его цвета и КАК его любили в городе и во всей стране. Ничего не нужно придумывать! На той богатейшей истории, на мой взгляд, можно строить и современную политику клуба - ребята с первых шагов должны понимать, куда они попали и к чему нужно стремиться.
Что пока не удалось, так это найти тренера по акробатике. Мы просмотрели шесть кандидатов, но, к сожалению, ни один из них не понимал футбольной специфики. Иными словами, мы не смогли найти специалиста, который бы посмотрел на акробатику сквозь призму футбола.
«Мы все свое разрушили, а теперь восхищаемся европой»
- Вы уже сказали, что недавно были в детской школе «Реала». Что для себя отметили? Каковы общие тенденции подготовки, какие есть принципиальные отличия?
- Это уже не первая моя поездка за границу - за это отдельное спасибо ФФУ. И, признаться, каждый раз я убеждаюсь, что они вовсю ис-пользуют систему подготовки, которая была в СССР, когда функционировали специализированные футбольные школы, спортинтернаты и т.д. То есть складывается парадоксальная ситуация - тут мы все разрушили, забыли, а теперь с благоговением ездим учиться в Европу. А ведь направленность упражнений, тенденции в организации тре-нировочного процесса и быта, подхода к тренировочным за-нятиям, применяемые там, - все это у нас было!
Я сам занимался в Запорожье в детской школе, и, к сожалению, покойные ныне Борис Васильевич Зозуля и Владимир Федорович Олейник, к примеру, заставляли нас по 100-200 раз бить мячом в одну точку - сначала внутренней стороной стопы, затем - внешней, потом приступали к следующему удару…
Сегодня, например, мы говорим, что голландцы, работающие в «Шахтере», организовали для подготовки блоки различного вида направленности. Так подождите, что же в этом нового? Это те же виды ударов, передач, игровые серии. Только они назвали их блоками, ставят в недельный тренировочный цикл и выдают это за ноу-хау. Так спросите, что думают об этом детские тренеры, поработавшие в СССР? Иное дело, что, повто-рюсь, мы в силу разных причин об этих методиках подзабыли.
Одна из отличительных особенностей в подходе к подготовке футболистов в евро-пейских школах - это то, что они призывают обращать больше внимания не на команду, а на личности. Но в то же время говорят, что должны выжать из каждого игрока не 100% его возможностей, а все 200! При этом на тренировках исполнение технических элементов - ударов, передач и т.д. - должно в обязательном порядке иметь мотивационный характер. То есть я дол-жен быть лучше, моя группа должна быть лучше. Значит, и команда должна выигрывать. Но при этом говорится - результат тут ни при чем. То есть, с одной стороны, нас интересует не тот, кто выигрывает, а тот, кто играет, с другой - везде должна быть мотивация. Согласитесь - парадокс!
К сожалению, за 20 лет независимости нам так и не удалось собрать вместе всех тренеров, обкатавших эти методики на практике, и выработать свою программу подготовки по разным направлениям (различные виды передач, различные виды ударов, в том числе - головой, затем игровые серии, тактические занятия и т.д.). Ведь у нас дошло до того, что выпускники школы не знали, как применять групповой прессинг! Обговорив все эти направления с ведущими специалистами, нужно выработать единую методику, а потом уже каждый вправе экспериментировать.
Но при этом обязательно должна выдерживаться принятая на-правленность, так сказать - генеральная линия подготовки. Сделать это нужно как можно скорее, ведь время неумолимо, и бесценные тренерские кадры уходят из жизни. Вот и наша школа понесла невосполнимую потерю - умер Евгений Рудаков, а ведь это был не только легендарный вратарь, но и великолепный детский тренер. Просто кладезь информации!..
- Несмотря на опыт отечественных наставников, в «Шахтере» детскую школу возглавляют голландцы, в «Днепре» с недавних пор - испанцы. Это объектив-ные реалии или же отчасти и дань моде?
- Отвечая на этот вопрос, я прежде всего обратил бы внимание на низкий, вопиюще низкий статус детского тренера у нас в стране. То же, к слову, происходит и со статусом учителей, работающих в общеобразовательных школах. Мы их если и не похоронили, то вот-вот это сделаем. У меня дочь ходит в четвертый класс, и я вижу, что еще лишь отдельные энтузиасты сражаются за ту, без преувеличения, великую педагогику, которая еще совсем недавно была в наших школах.
То же касается и детских тренеров. О чем го-ворить, если мне лично довелось быть свидетелем того, как один из родителей во время тренировки кричал своему ребенку с трибуны: «Не слушай этого придурка! Я ему деньги плачу!» А ведь речь идет об одной из столичных команд! Что же говорить о регионах? Я знаю случаи, когда детские школы вовсе не платят наставникам зарплату - ее собирают родители!
Я уже не раз приводил в качестве примера школу «Оскара» в Бразилии, где все тренеры - чемпионы мира! Все! Понятно, что и отношение к ним соответствующее. Ведь если тренер в форме, он может не только рассказать, но и показать упражнение. Это лишь идет на пользу всей группе, ребята прогрессируют намного быстрее. У нас же дело дошло до того, что в отечественном футболе за мизерную зарплату с детьми порой работают такие, с позволения сказать, специалисты, которые не то что показать не в состоянии, но и теоретического представления о том или ином упражнении не имеют.
- А что вы можете сказать об общем уровне подготовки ребят, которые пополняют вашу школу? Насколько я знаю, вы постоянно выезжаете в регионы в поисках наиболее талантливых мальчишек…
- Действительно, мы ведем круглогодичную селекцию. При этом помним о том, что не стоит ставить крест на игроке на каком-то этапе. В той же Испании нам для наглядности показали фотографию, где Иньеста в 14-летнем возрасте стоит рядом с соперником, который на 30 сантиметров выше его.
Понятно, кто на тот момент был в роли зайчонка, а кто - матерого волка. Но прошло пять-шесть лет - и уже вчерашний заяц Иньеста стал охотиться на волков, которые не могут с ним справиться на футбольном поле. Ведь изначальное положение Андреса заставило его стать хитрее, быстрее, агрессивнее оппонентов. А его соперники спустя некоторое время оказались попросту не готовы к такому развитию событий, и в итоге заяц съел волка.
Ну и, говоря о пополнении школы, не стоит забывать о пресловутой гиподинамии. Это бич современных детей, особенно тех, которые растут в больших городах. Испанцы, когда узнали, что у нас в школе есть часть упражнений без мяча, сказали прямо: «Вы впустую тратите время!» Но мы вынуждены компенсировать детям отсутствие должной двигательной активности. Да и испанский климат и питание не сравнимы с нашими. Еще и поэтому мы просим родителей, чтобы дети не замыкались только на футболе, а параллельно посещали и другие спортивные секции – это поможет им в дальнейшем быстрее прогрессировать на футбольном поле.
- А как оценить работу руководителя детской школы?
- Вопрос интересный. Я прекрасно помню, как сам возмущался выпускниками футбольных школ, которые приходили ко мне в профессиональные команды. Мол, и то не так, и это не эдак. Сейчас же мне нужно самому готовить ребят… Как оценить нашу работу? Наверное, все же главный показатель - это по-полнение первой команды клуба. И то, что сейчас сразу пять игроков последнего выпуска находятся у нее в резерве, - неплохой, на мой взгляд, результат. Хотелось бы в этом плане более тесного контакта с первой командой.
К примеру, в том же «Металлисте» Радченко, игрок 1994 года рождения, уже пробуется в основном составе. Пусть на пять-семь минут выходит, но какой это стимул для остальных ребят: вот еще вчера он тренировался вместе с нами, а сегодня получает шанс сыграть в «основе». И можно хоть сутки рассказывать остальным о перспективах заиграть в первой команде клуба, но, увидев такой наглядный пример, по-верьте мне, они на тренировках землю будут грызть…
Прессинг, "Команда"